требования к системам противопожарной защиты старше 10 лет

 


              Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, а также коллегам по цеху. Сегодня мы проясним вопрос, который крайне интересен, последние пол года,  большому количеству наших Читателей. Вопрос заключается в том, что большое количество "стареньких" объектов в последние пол-года посетили инспектора пожарной охраны и написали предписание выполнить проверку существующих систем ППЗ на работоспособность. Причем, это даже не столько проверка исправности, которую выполняет обслуживающая организация, в рамках технического обслуживания. Нет. Это скорее, экспертиза системы на соответствие нормам ПБ и проверка работоспособности. Конечно собственники интересуются, какие такие требования к системам противопожарной защиты старше 10 лет , особо от иных систем ППЗ, вдруг стали предъявляться. 

 Давайте вместе разберем суть данного вопроса, который совсем не так однозначен, как кажется с первого взгляда. Для начала, сообщаю Вам о наличии внутреннего документа, который ГУ МЧС (видимо самых различных областей) направил в подведомственные отделы надзорной ведомости, как информацию. которую необходимо учитывать при выполнении пожнадзора за подведомственными объектами. Это письмо можно скачать, пройдя по ссылке Указание-по-испытаниям-систем-которым-более-10-лет-13.04.2021  

              Данное письмо от ГУ МЧС Нижегородской области, но я Вас уверяю, что самодеятельность в рядах служб МЧС явление крайне редкое. Подобные письма имеют место быть в самых разных областях нашей огромной страны. Явление можно считать типовым. Суть письма заключается в следующем. Ссылаясь на пункт 54 ППР РФ (приведем его для понимания)

П. 54. Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Так вот, ссылаясь на приведенный выше пункт, а именно на выделенную "жирным" шрифтом часть, ГУ МЧС предлагает собственнику объекта ежегодно выполнять испытания систем ППЗ с истекшим сроком эксплуатации. Форма испытаний в соответствии с формами, установленными статьей 144 ФЗ-123. Форма подтверждения соответствия, в соответствии со статьей 145 ФЗ-123, а именно "добровольная сертификация". 

Это значит, что система добровольной сертификации, зарегистрированная в установленном порядке в Федеральном агентстве по техническому
регулированию и метрологии, осуществляет аккредитацию ИПЛ (испытательных пожарных лабораторий), которые имеют право осуществлять подтверждение соответствия объектов защиты (продукции), работ и услуг требованиям пожарной безопасности с выдачей добровольных сертификатов соответствия. И именно эти самые аккредитованные Системой ИПЛ имеют право подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации правообладателем объекта защиты средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Что конкретно ГУ МЧС и рекомендует собственникам (настойчиво) реализовать в отношении их систем ППЗ.  Вот, собственно, и весь смысл письма. 

Теперь давайте разберемся подробнее, что за Система аккредитации такая и что за ИПЛ такие добровольно сертифицированные. Для этого, нам нужно будет вспомнить многострадальный ГОСТ Р 57974-2017 года, который то приостанавливали по решению суда, то снова вводили в действие. Собственно, кому интересна вся эта катавасия, могут пройти по ссылке ниже и прочитать всю фабулу "похождений" данного документа. 

https://www.norma-pb.ru/trebovanie-ispytanij-spz-po-gost-r-57974-2017/

    В результате, ГОСТ, в настоящее время, считается действующим, но как бы наполовину. Это значит, что ежеквартальные испытания систем ППЗ, в соответствии с пунктами 5.1; 5.2; 6.2 ГОСТ, с привлечением состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологи, уже не требуются "остро", как того требует документ. Во многом, это потому что пункт 61 "старого" ППР РФ уже не действует, так как версия ППР РФ обновлена, а в новой версии пункт 61 не дублируется дословно из старой версии документа. Но, тем не менее, указанные специалисты и аккредитованные организации не остались не востребованы. Они нашли свое применение в тех же проверках систем ППЗ, но уже с периодичностью "раз в год", и уже, в соответствии с иным пунктом новой версии ППР РФ, а именно во исполнение требования к системам противопожарной защиты старше 10 лет по п. 54 ППР РФ.

              В итоге, можно сказать следующее. Если у Вас есть системы ППЗ. которым исполнилось 10 лет и более, то Вы должны провести их испытания с привлечением организаций, аккредитованных в Системе добровольной аккредитации, как "испытательные пожарные лаборатории". На руках у  Подрядчика обязательно должно быть Свидетельство о подтверждении компетентности в данной области такого формата

Аккредитация-испытательная-лаборатория   Кроме того, к данному Свидетельству должно быть приложение области его применения в следующем формате

Приложенние к аккредитации ИЛ

                  Открываете Приложение, читаете область оценки соответствия. Если то что нужно Вам находится в Перечне областей оценки организации, то заключаете договор на выполнение испытаний. 

На этом статью " требования к системам противопожарной защиты старше 10 лет " завершаю, так как все что нужно уже сказано. Если у вас остались еще вопросы, пишите комменты, я обязательно проясню. Если у Вас есть заказ на работу, в рамках данного обсуждения, пишите в форме обратной связи, мы постараемся Вам помочь.

                  Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере - https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Instagram - https://www.instagram.com/norma.p.b/

Мы в Телеграмме - https://t.me/norma_pb

требование испытаний СПЗ 3

необходимость применять ОКЛ и огнестойкий кабель для современных систем пожарной сигнализации

 Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Самый популярный вопрос на сегодня, который задают нам наши Читатели – есть ли необходимость применять ОКЛ и огнестойкий кабель для шлейфов и цепей пожарной сигнализации и других систем ППЗ.

              Вопрос этот народился не на пустом месте. В апреле 2021 года был утвержден и введен в действие через 6 месяцев, то есть с октября 2021 года (УЖЕ ДЕЙСТВУЕТ), новый СП6.13130.2021, который заменил СП6.13130.2013г.  И вот в этом новом СП6.13130 в пунктах 6.2 ; 6.3 ; 6.4  дословно написано следующее:

           6.2 Электропроводки СПЗ, в том числе линии слаботочных систем, должны выполняться огнестойкими, не распространяющими горение кабелями с медными жилами.

Волоконно-оптические линии связи СПЗ должны выполняться огнестойкими, не распространяющими горение кабелями.

Допускается выполнять электропроводки СПЗ шинопроводами с медными и алюминиевыми шинами.

           6.3 Электропроводки СПЗ допускается выполнять неогнестойкими кабелями (без индекса «FR») в:

безадресных линиях связи с неадресными пожарными извещателями СПС;

кольцевых линиях связи при подключении в них изоляторов короткого замыкания;

кольцевых волоконно-оптических линиях связи;

цепях управления и контроля противопожарными нормально открытыми клапанами (НО), входящими в состав общеобменной вентиляции;

цепях питания светильников аварийного освещения со встроенными АИП (например, АКБ) и иными накопителями энергии, обеспечивающими работу светильников на путях эвакуации продолжительностью не менее 1 часа в режиме «Пожар»;

линиях, прокладываемых в огнестойких коробах, сохраняющих работоспособность электропроводок СПЗ в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций;

линиях электропитания ППКП и ППУ, имеющих резервный ввод от встроенных АИП (АКБ).

              6.4 Работоспособность электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором типа исполнения кабелей в соответствии с ГОСТ 31565 (за исключением электропроводок по 6.3 настоящего свода правил) и способом их прокладки.

          Конечно, проектировщики, как говориться в «ахуе….» от виражей наших нормотворцев. То они все твердили и ужесточали, что мол Ура…..даешь ОКЛ и все такое.  И не дай бог, кабель из одной ОКЛ взят, а крепление из другой ОКЛ – это низяяя…… ведь этот кабель с этим вот крепежом не прожигался и следовательно сертификат не действует. По этому, давай меняй или кабель, или меняй металлический дюбель с саморезом на анкер с болтом (к примеру). А тут вот раз вдруг сразу …… и можно кабель не огнестойкий применять и соответственно, если кабель не огнестойкий, то уж какая там ОКЛ. Чего это вдруг, такие развороты на 180 градусов? Если честно, у меня самого нет однозначных ответов на эти вопросы, с чего это вдруг. Но вот давайте вместе проанализируем несколько примеров выдающихся революционных изменений.

             Эта вот обязательность применять ОКЛ и огнестойкий кабель, уже стала не такая обязательная – это раз.  Стикеры порошкового тушения, которые были обязательны к установке в электрошкафах, уже не обязательны – это два. Многоточечные пожарные извещатели ИП 102 2х2, которые имели письмо и протокол испытаний ВНИИПО, допускающий установку до 20 метров и 0,15Н от потолка, теперь уровняли с нормами установки тепловых ИП на максимальной высоте 9 метров. И следует отступать от перекрытия, соответственно, не более 150 мм. – это три. Выданные ранее разрешительные письма для извещателей ИП212-90 «один дома» и им подобных, которые допускали замену этими сравнительно не дорогими извещателями, дорогих адресных извещателей, уже не действуют. Это четыре. Собственно, этот список можно легко продолжить.

            Сами подумайте, какие выводы напрашиваются? Значит разрешительные письма и протоколы испытаний, некогда выданные ВНИИПО, стали вдруг не корректны? Или может многоточечный извещатель стал хуже обнаруживать источник возгорания? Перестал вдруг работать на высоте, превышающей 9 метров?  А раньше вот работал. С чего это вдруг отменены требования и разрешения, которые позволяли неким (не будем писать слово «офелированные» или «афелированные» или как правильно, не можем утверждать) предприятиям успешно зарабатывать деньги на ОКЛ, на стикерах, на многоточках, на этих хитровывернутых псевдоадресных извещателях? Кому, скажите мне, теперь нужно покупать эти порошковые стикеры, если требования к их обязательной установке теперь нет? Кто будет платить за эту геморройную в установке многоточку, если на ее место можно просто повесить дешевые точечные тепловики на тросовой проводке  Кто то может помнит такую продукцию, как тросовая проводка? Это обычные долговечные провода с петлями для монтажа тепловых ИП, навитые на проволоке, которую натягивают под потолком.

необходимость применять ОКЛ и огнестойкий кабель

Или еще провод типа телефонной «лапши» ТРВ с дополнительно впаянной сталькой между жилами тоже назывался тросовой проводкой. Эти изделия пользовались активным спросом еще пол века назад, до тех пор, пока не появилось такое явление, как огнестойкий кабель и ОКЛ. Дешево, долговечно и просто в установке. Конечно и извещатели эти «Один дома» уже не получится устанавливать одну штуку в доме (комнате), как можно было. Соответственно, никому они и не нужны будут. Наверное этим «неким» предприятиям, которые успешно выпускали и реализовывали упомянутую продукцию, нет теперь нужды зарабатывать деньги? Или может теперь, другие «некие предприятия» будут зарабатывать, например на «огнестойких пожарных оповещателях». Вот написал это выражение и самому смешно. Огнестойкая сирена или огнестойкая табличка ВЫХОД или огнестойкий усилитель «INTER-M» с сертификатом и прожигом в печке, по ГОСТ. Хотя, над конструкциями ОКЛ в сетках Манье тоже смеялись, в свое время.

             Или может, где то там наверху, кто то чего то сказал на предмет «гнать торговых представителей ссаными тряпками из нормотворчества»? Вопросы риторические, никто на них не ответит, да и не к чему нам эти ответы. Вернемся к сути статьи - есть ли необходимость применять ОКЛ и огнестойкий кабель для шлейфов и цепей пожарной сигнализации и других систем ППЗ?

          На основании приведенных выше пунктов, можно сделать один единственный вывод.  Да, в соответствии с п. 6.4, новый СП6.13130 подтверждает выбор исполнения кабеля систем ППЗ в соответствии с ГОСТ 31565, но за перечисленными исключениями. Также, этот пункт утверждает отсутствие конфликтов между ГОСТ и СП6.13130. Перечисленные в пункте 6.3 исключения или допущения (кому как приятнее) появились и были узаконены, ввиду дополнительных обязательных условий, как то:

- наличие топологии «кольцо» и «изоляторов короткого замыкания» на кольцевой адресной линии;

- сокращению объектов (приложение «А» к СП484.1311500), на которых можно реализовывать пороговую не адресную СКС;

- наличие топологии «кольцо» на оптико-волокне;

- цепи управления, нарушение которых  не приведет к критическим изменениям работоспособности управляемого оборудования в ситуации «Пожар».  

         Собственно, допущения вполне разумные. Ну кому нужна сигнализация, шлейфы которой могут сгореть в огне еще до того момента, как эти шлейфы обнаружат источник пожара? Это абсурд. Сигнализация создается именно для того, чтобы обнаружить факторы пожара на ранней стадии, а не тогда, когда вокруг бушует пожар, как в печке для прожига. Многие нормотворцы говорят – неее….. а вдруг сгорят транзитные шлейфы, которые контролируют другие помещения, не те в которых горит пожар, а те в которых пока еще нет пожара. Отлично. Так эти помещения, в которых уже горит пожар, они же тоже должны быть защищены системой ПС, если они пожароопасные? Так? Следовательно, эта самая ПС обязана отработать на ранней стадии и включить СОУЭ как в помещениях объекта, где уже горит, так и в тех помещениях объекта, где еще не горит. Так? И люди эвакуируются из всех помещений данного объекта, оборудованного СОУЭ, что и требуется, в конечном счете. То есть, пожарная сигнализация и СОУЭ свою задачу выполнят в любом случае, огнестойкие или не огнестойкие провода (ОКЛ или не ОКЛ) используются для организации данных систем. А необходимость применения огнестойкой кабельной продукции обусловлено больше коммерческими интересами, чем технической необходимостью или соображениями безопасности. Понятно, что признать данный факт, не потеряв свое чиновничье лицо, достаточно проблемно. Однако, требования ПБ стали уже настолько сложновыполнимыми и дорогостоящими, что их избыточность стала уже явной. Они же, торговые представители, никогда не скажут «хватит». Они опять будут хотеть еще какую нибудь, новую закорючку в нормах, вынуждающую потребителя покупать их продукцию, и еще и еще и не будет их пожеланиям конца. История развивается по спирали, как собственно, и «закручивание-ослабление гаек». Настал момент умерить аппетиты. Иначе, на требования норм будут просто «забивать болт», и это действие будет массовым. Шугать и закрывать? Давай. Только вот и без этих «шугай» в пандемию закрылись сотни тысяч предприятий. Давай еще закрывай. А потом скажут – «нет на зарплату чинуши денег, потому что некому налоги платить». Зашугали, закрыли и разогнали тех кто платил. А свое место у бюджетного корыта мало кто уступит. Там наверху это прекрасно понимают. Это мелкие чиновники уверены, что источник их получки не скончаем и он будет всегда. А чиновники покрупнее понимают, что это не всегда так. По этому, вот такой вот «финт ушами». Надеюсь, тенденция будет продолжаться.

            Итак, в соответствии с нормативной базой на сегодня, при организации шлейфов пожарной сигнализации нет необходимости применять ОКЛ или огнестойкие провода, как в пороговых (не адресных) системах, так и в адресных системах, при соблюдении указанных в пункте 6.3 СП6.13130, условий. Причем эти условия (кольцо и изоляторы короткого) в любом случае надлежит выполнять, в соответствии с требованиями СП484.1311500.

               Кстати, кто хочет платить дороже, ради бога. В пункте написано «допускается», а не «должны». То есть, можете продолжать проектировать ОКЛ на шлейф, кому деньги ляжку жгут. Многие осторожничают – типа пусть мы переплатим, но на всякий случай, пусть будет ОКЛ – так лучше будет. Да, согласен, будет лучше. И даже скажу кому именно.  Лучше будет конкретно производителям и продавцам этой самой ОКЛ. А народному хозяйству (какое забытое выражение, правда?) будет лучше иметь не дорогую работоспособную пожарную сигнализацию, которую не дорого и монтировать и ремонтировать и содержать, чем купить не оправданно дорогую огнестойкую систему, которая также дорога и в ремонте и в содержании. Мы сами занимаемся практическим проектированием и монтажом противопожарных систем, и по этому, хорошо знаем о чем говорим. Иногда обсчитываешь объект и объявляя заказчику итоговую стоимость, видишь, как вытягивается лицо заказчика и отвисает его челюсть. Да, именно эта ОКЛ «весит» больше половины стоимости заказа. Не мы такие – жизнь такая. А заказчик, если все таки потратит свои деньги, то, в свою очередь, учтет свои траты в себестоимости своей продукции – аренду повысит, цену продукта производства, что в конечном счете, отразится на ценниках в магазине для конечного покупателя. Вы, я, нормотворцы будут этот ценник платить. А куда денешься? Это цена «закручивания гаек» и потворствования торговым представителям.

             Ну что же, на этом статья « необходимость применять ОКЛ и огнестойкий кабель для современных систем пожарной сигнализации » завершается. Надеюсь, что данная статья была полезной, так как необходимо быть в курсе изменений в законодательстве, чтобы не получить от закона никаких «нежданок» в виде штрафов. Как известно, не знание закона не освобождает от ответственности.

Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере - https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Instagram - https://www.instagram.com/norma.p.b/

Мы в Телеграмме - https://t.me/norma_pb

необходимость применять ОКЛ и огнестойкий кабель 1

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»

  Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы будем обсуждать Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464  которое вступает в действие с 01.03.2022г. и действует до 01.03.2027г. Указанный срок определен для данного документа в основном потому, что требования, которые предъявляет настоящий документ относятся к объектам, введенным в эксплуатацию, или проектная документация которых была отправлена в экспертизу до 1 мая 2009 года (до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

               Очень многие спрашивают нас – «А зачем это Постановление надо? Есть же уже СП484; СП485; СП486, СП3, которые регламентируют все эти вещи?» Поясняем. Все перечисленные СП разработаны в рамках исполнения требований ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который действует с 1 мая 2009 года. Но существует много объектов, которые запроектированы и построены ранее этой даты. Эти объекты существуют и на них необходимо соблюдать требования пожарной безопасности. А какие требования? Вот в статье 4 пункт 4 ФЗ-123 написано как раз по этому поводу:

"В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению».

Иными словами, объекты инспектируются по тем нормам, которые действовали до вступления в действие ФЗ-123, то есть по всяким разным НПБ.

           Но вот ведь какая петрушка получается. Мы уже публиковали на сайте Норма ПБ статью, извещающую о выходе в свет Постановления Правительства №1034 от 11.07.2020 г., упраздняющего целый ряд нормативных документов и подзаконных актов. Вот ссылка на статью  

https://www.norma-pb.ru/normativnye-dokumenty-otmennye-postanovleniem-pravitelstva-rf/  

           Сам документ можно скачать из тела статьи или (если лень читать статью) вот по прямой ссылке пройдите и скачайте (все удовольствия для Вас)  Postanovlenie_Pravitelstva_RF_ot_11_07_2020_1034 

           То есть, не действуют уже НПБ эти (кроме разве НПБ110 и НПБ104, которые исключены позже из данного списка Постановлением Правительства РФ от 19.12.2020г. № 2179). Получается юридическая коллизия. Не возможно инспектировать объекты и инспектировать их по документам, действие которых прекращено официально. По этому, наше Правительство, во главе с Мишустиным, обеспокоились и прониклись существующей проблемой, в результате чего выдали Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 которое как раз и устанавливает правила и нормы пожарной безопасности для указанных «старых» объектов.

             Ну что же, скачать документ можно у нас на сайте из библиотеки нормативщика или пройдя по ссылке  Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464

             А теперь, кратенько, постараемся, о самом главном в данном документе.  Как обычно в наших обсуждениях, особо важные моменты документа я буду приводить в красном цвете, описание в обычном черном цвете, а собственные комментарии к написанному выделю синим  шрифтом.

               Итак, дата введения в действие данного документа — с 01.03.2022г. по 01.03.2027г. 

  1. Настоящий документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее - объекты защиты), которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
  2. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение или изменение функционального назначения после вступления в силу Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", применяются требования Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, вправе применять положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вне зависимости от проведения капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения или изменения функционального назначения при оснащении объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Сие означает, что если Собственник хочет соблюдать требования ФЗ-123 на своих «старых» объектах, то это его право.
  3. Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с:

критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 1;

критериями оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 2;

критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3;

критериями оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 4.

  1. В случае превышения в пределах 5 процентов значения нормативного показателя площади, приведенного в приложениях N 1 и 3 к настоящему документу, допускается защита здания (помещения) системой пожарной сигнализации без использования автоматических установок пожаротушения. Не забудьте 5% добавить к замерам – это может помочь при выборе систем защиты.
  2. В зданиях и сооружениях не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следующие помещения:

а) с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.);

б) венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

в) категории В4 (кроме помещений, предусмотренных приложениями N 1 - 3 к настоящему документу) и категории Д по пожарной опасности;

г) лестничные клетки;

д) тамбуры и тамбур-шлюзы. Обратите внимание! Список помещений-исключений адаптирован к новым документам, то есть добавлены тамбура, охлаждаемые камеры, прочие помещения, которых не было в документах, действовавших до ФЗ-123. Это некоторое облегчение, которое собственно не значит, что нужно срывать пожарные извещатели в тамбурах. Это приведет к расхождению с проектной документацией.

  1. В лифтовых холлах и безопасных зонах допускается установка только системы пожарной сигнализации.

Отдельно стоящие понижающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6 - 10 киловольт без постоянных рабочих мест или без постоянного присутствия людей допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации. То же самое. Ранее, таких допущений не было. Но это совсем не значит, что нужно срезать существующие в лифтовых холлах спринклерные сети.

  1. Под площадью помещений, предусмотренных приложением N 3 к настоящему документу, понимается площадь части зданий или сооружений, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее EI 45 для перегородок и не менее REI 45 для стен и перекрытий. В случае, если помещения не выделяются ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под площадью этих помещений понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения. Обратите внимание! Это написано для любителей устанавливать перегородочку в помещении, чтобы из одного большой площадью сделать два площадью меньше, чем достигается изменение нормативного средства защиты на ПС с АПТ, к примеру. Теперь понятно что это должна быть не просто перегородочка, а нормируемая преграда.
  2. Объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5.

Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приведена в приложении N 6.

  1. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения, составляет 40 процентов и более общей площади этажей здания и сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом автоматическими установками пожаротушения с учетом пункта 7 настоящего документа. Думаю, что здесь закралась ошибка – пункт 5, а не пункт 7 имелся ввиду. В пункте 7 как раз ничего такого нет, чтобы его учитывать. А в пункте 5 указаны исключения. Видимо имелось ввиду, что даже если более 40% занято пожаротушением, то это все равно не значит требование монтировать пожаротушение везде и в туалетах тоже. Исключения и туалеты в том числе даже в этом случае, остаются исключениями. Только вот, что толку от того что я это озвучил – что написано пером, то не вырубишь топором. Пока к данному документу не будет уточнений и исправлений, придется оборудовать здание в целом установками АПТ, включая санузлы, бойлерные, тамбуры и прочее. Вот к чему приводит халатность тех кто нормы сочиняет и тех кто сочинения эти проверяет. Это закон, а не бульварное чтиво. Внимательнее нужно быть!
  2. Здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться автоматическими установками пожаротушения при выполнении одного из установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений. Это значит, что сначала собственник решил, в соответствии с пунктом 2, что на объекте будут выполняться требования ФЗ-123. А потом, в соответствии с пунктом 1 статьей 1 ФЗ-123, рассчитывается пожарный риск, и выясняется, что систем пожаротушения можно не монтировать. Или при обеспечении безопасной эвакуации людей. А это последнее, вообще не понятно что значит. Один скажет – «я обеспечил». А второй – «чем докажешь?» «Сейчас, поищу доказательства в кошельке». Так что, при конфликте интересов последнее не доказуемо. Но зато, какая лазейка, при полном совпадении интересов! Привет тебе, Коррупция!
  3. Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации. Не радуйтесь! Это не взамен, а дополнительно!

Для помещений зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5, защищаемых автоматическими установками пожаротушения, допускается не предусматривать систему пожарной сигнализации при обеспечении безопасной эвакуации людей из здания с учетом инерционности срабатывания автоматических установок пожаротушения, которые должны выполнять функции системы пожарной сигнализации. Хмм. Ну вот этот момент безопасной эвакуации требуется доказать путем расчета развития пожара и блокирования эвакуационных путей, учитывая инерционность систем, сравнивания с расчетом времени эвакуации. Тот же расчет риска, по сути.

  1. Звуковые пожарные оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать уровень звукового сигнала не менее чем на 15 акустических децибел выше допустимого уровня звука постоянного (фонового) шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука в защищаемом помещении (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми звуковыми пожарными оповещателями) должен быть не менее 75 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя, но не более 120 акустических децибел в любой точке защищаемого помещения. Измерение уровня звука должно производиться шумомером на расстоянии 1,5 метра от уровня пола.
  2. В спальных помещениях (помещениях, которые функционально предназначены для нахождения в них людей в состоянии сна) звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны иметь уровень звука не менее чем на 15 акустических децибел выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми оповещателями пожарными звуковыми) в защищаемом помещении должен быть не менее 70 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя. Измерения должны проводиться на уровне головы наиболее высоко расположенного спящего человека. Ну вот 70 дБ, вместо 75 дБ. Не имеет существенного значения.
  3. В защищаемых помещениях, в которых уровень звука постоянного (фонового) шума более 95 акустических децибел, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.
  4. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должна включаться от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения. При этом допускается:

а) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре дистанционное и местное включение, если в соответствии с настоящим документом для объектов защиты не требуется оснащение системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения;

б) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 - 5 типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Очень интересный пункт! Индульгенция, прямо скажем. Ну ладно подпункт «а», но подпункт «б» вообще огонь!  Полуавтоматическое управление вообще фраза многозначащая! Охранник увидел что на панели ППК загорелся индикатор «пожар» и потом, почесав задницу, подумав пару минут, все таки ткнул пальцем в кнопку, от которой автоматически включилось оповещение в здании. Это в лучшем случае.  А то может не спеша сначала выдвинулся на место предполагаемого пожара понюхать дым, чтобы потом вернуться и только тогда ткнуть пальцем в кнопку. Во какая полуавтоматика получается! А дистанционное и местное включение вообще огонь! Зачем автоматика? Люди сами, когда пожар разгорится, ткнут кнопку включения СОУЭ на этаже где горит …… если успеют, конечно.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464

Здесь пока все также как и в новом СП486.1311500.2020г., кроме пункта 4.1.2.1, в котором нет разделений на С0 и С1 – общая позиция 7000 кв.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 1

Здесь разница касаемая жилых зданий по п.6  – сохранилось требование только для зданий 28 метров и выше. Те что ниже, не оборудуются. И еще в пункте 12.2.2 не значительное уточнение – 3500 кв.м., тогда как в СП486.1311500 – 4000 кв.м. Также общежития приняты одним пунктом (квартирные или не квартирные все равно) – АПС для всех. Гостиницы принимаются по требованиям к общественным помещениям.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 2

Здесь обратите внимание на определение высоты здания по Примечанию 1 к Приложению 1. Есть очень существенные различия с СП486.1311500. Про здания школ, пожарных депо, зоопарки и мелкие отдельно стоящие здания магазинов отдельно ничего не написано. Но это все относится к зданиям административного и общественного назначения и оборудуются системами ПС в соответствии с п. 11, независимо от площади.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 4

От СП486.1311500 отличается нормами к запотолочному пространству (не значительно), а также отсутствуют нормы на строительные бытовки и вагончики. Но вряд ли вагончики и бытовки установлены до начала действия ФЗ-123. Это было бы слишком долго для временных строений.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 5

Холодильных камер в нормах нет, но они по данному документу не защищаются, в отличии от СП486.1311500. Также нет производственных помещений категории А с обращением горючих газов.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 6

Здесь изменений нет вообще

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 7

Здесь изменений нет вообще

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 8

Небольшое различие в плане помещений железнодорожного транспорта

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 9

Здесь все однотипно

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 10

В документе, в отличии от СП486, отсутствуют отдельные требования к производственным и складским помещениям категории В4 в зданиях Ф1.1,Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2. Также нет требований к чердакам, детским игровым зонам, Помещениям Ф3.2 в подвалах и помещений детских дошкольных учреждений, встроенных в помещения иного назначения. Также нет норм на встроенные в здания иного назначения помещений гостиничных услуг, мусоросборные камеры, помещения складские и производственные, расположенные в общественных зданиях. Ко всем перечисленным помещениям применяются нормы основных пунктов зданий в которые встроены данные помещения, а также требованиям основных пунктов, регламентирующих складские и производственные помещения определенных категорий.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 11

Обратите внимание на допуски по пунктам 4 и 5 Примечания.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 12

Примечания: 1. Оборудование, указанное в пунктах 3 и 5 настоящего документа, допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.

  1. Окрасочные камеры с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей объемом до 1 куб. метра допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.
  2. Допускается не оборудовать автоматическими установками пожаротушения стеллажи высотой более 5,5 метра для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке в здании склада категории В по пожарной опасности высотой не более 14 метров с хранением горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 метра, но не более 12,5 метра, оборудованного автоматическими установками пожаротушения с одноярусным расположением оросителей, монтируемых под покрытием складского помещения. 

В Примечании пункты 2 и 3 имеют отличия от СП486, в части допущений систем АПТ в окрасочных камерах, а также в части оборудования установками АПТ стеллажей выше 5,5 метров.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 13

От требований СП3.13130.2009 отличается в части пункта 4 (Психиатрические больницы) – здесь 3 тип СОУЭ и все, тогда как в СП3.13130 предусмотрен 3 тип и выше, при 60 и более койко-мест.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 14

А вот здесь есть изменения по жилым зданиям – появились нормы от 26 этажей и выше, тогда как в СП3.13130.2009 нормировались только 25 этажей самые высокие здания. И еще в пункте 7 по Театрам есть изменения в количестве зрителей, но это не так существенно, если вдуматься. Про организации общественного питания изменения только в числе этажности, написали «от 3 этажей» и теперь не понятно, как подходить если этажей менее трех!

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 15

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 16

Поменялись конечно количества людей в 16 и 17 пунктах, но как бы отличия не значительны. В Примечаниях обратите внимание на пункты 5 и 7 – они новые.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 17

Различие есть только в Примечании, но различие очень существенное. Пункт 5 допускает световые оповещатели, которые включаются только при начале оповещения. То есть в дежурном режиме они могут быть выключены. Тогда как в СП3.13130 такое не допустимо – световые оповещатели  должны светиться в дежурном режиме. Также, пунктом 4, есть указание считать СОУЭ 3-5 типов автоматизированными системами, что имеет значение при разработке сметы на наладочные работы. Теперь есть основание включить пункт пусконаладки для СОУЭ отдельно и для прибора АПС отдельно.

              На этом анализ документа Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464  считаем законченным. Ну что, документ не лишний, скажем так. Есть «светлые проблески», хотя различий не много.  По крайней мере, конфликты с отмененными документами и требованиями ФЗ-123 частично разрешены. Теперь остается конфликт с еще действующими НПБ110 и НПБ104. Но думаю, до весны следующего года эти  документы  упразднят окончательно. А иначе, для чего бы нужно было городить данное Постановление!

               Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта https://www.norma-pb.ru , участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере - https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Instagram - https://www.instagram.com/norma.p.b/

Мы в Телеграмме - https://t.me/norma_pb

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 18

ГОСТ Р 59643-2021 часть 2 «ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».

 Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы продолжаем наш цикл статей о новых ГОСТах от Росстандарта, касаемых систем противопожарной защиты. А именно, сегодня мы продолжаем изучать ГОСТ Р 59643-2021 часть 2 «ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».

               Скачать данный документ Вы можете у нас на сайте из библиотеки нормативщика или просто пройдя по ссылке ГОСТ Р 59643-2021  Предыдущие статьи цикла Вы можете найти на нашем сайте по следующим ссылкам:

  1. https://www.norma-pb.ru/nacionalnye-standarty-2021-goda-dlya-proektirovaniya-montazha-texnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-protivopozharnyx-sistem-statya-1-10/
  2. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59636-2021-1-chast-dokumenta-ustanovki-apt-rukovodstvo-po-proektirovaniyu-montazhu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu/
  3. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59636-2021-chast-2-ustanovki-pozharotusheniya-avtomaticheskie-rukovodstvo-po-proektirovaniyu-montazhu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-metody-ispytanij-na-rabotosposobnost/
  4. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59637-2021-sredstva-protivopozharnoj-zashhity-zdanij-i-sooruzhenij-sredstva-ognezashhity-metody-kontrolya-kachestva-ognezashhitnyx-rabot-pri-montazhe-nanesenii-texnicheskom-obsluzhivanii-i/
  5. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59638-2021-sistemy-pozharnoj-signalizacii-rukovodstvo-po-proektirovaniyu-montazhu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-metody-ispytanij-na-rabotosposobnost/
  6. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59639-2021-chast-1-sistemy-opoveshheniya-i-upravleniya-evakuaciej-lyudej-pri-pozhare-rukovodstvo-po-proektirovaniyu-montazhu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-metody-ispytanij-na-rab/
  7. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59639-2021-chast-2-sistemy-opoveshheniya-i-upravleniya-evakuaciej-lyudej-pri-pozhare-rukovodstvo-po-proektirovaniyu-montazhu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-metody-ispytanij-na-rab/
  8. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59640-2021-protivopozharnye-zanavesy-rukovodstvo-po-proektirovaniyu-montazhu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-metody-ispytanij-na-rabotosposobnost/
  9. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59641-2021-sredstva-pervichnye-pozharotusheniya-rukovodstvo-po-razmeshheniyu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-metody-ispytanij-na-rabotosposobnost/
  10. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59642-2021-sredstva-protivopozharnoj-zashhity-zdanij-i-sooruzhenij-zapolnenie-proemov-v-protivopozharnyx-pregradax-obshhie-trebovaniya-k-montazhu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-meto/
  11. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59643-2021-chast-1-vnutrennee-protivopozharnoe-vodosnabzhenie-rukovodstvo-po-proektirovaniyu-montazhu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-metody-ispytanij-na-rabotosposobnost/

               Как обычно в наших обсуждениях, особо важные моменты документа я буду приводить в красном цвете, описание в обычном черном цвете, а собственные комментарии к написанному выделю синим  шрифтом.

               Итак, продолжаем ГОСТ с того самого места на котором мы остановились в предыдущей, одиннадцатой статье.

6.2         Организация работ по техническому обслуживанию ГОСТ Р 59643-2021 часть 2

6.2.1    Работы по техническому обслуживанию должны выполняться специализированными организациями.

6.2.2    Наличие договора на техническое обслуживание со специализированной организацией не снимает ответственности с администрации объекта за не выполнение требований настоящего стандарта. Обратите внимание! Ответственность не перепихивается автоматически на подрядчика.

6.2.3    При организации работ по техническому обслуживанию разрабатывают регламенты проведения технического обслуживания ВПВ с учетом требования типового регламента (приложение А), эксплуатационной документации на оборудование, а также графики проведения технического обслуживания. Периодичность выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию должна быть представлена в проектной документации.  Регламент проведения технического обслуживания ВПВ утверждается организацией–заказчиком технического обслуживания ВПВ.

6.2.4    Контроль за соблюдением регламентов технического обслуживания, своевременностью и качеством их выполнения возлагается на должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ВПВ.

6.2.5    В период выполнения работ по техническому обслуживанию, связанных с отключением установок и (или) систем (их составных частей), руководство объекта обязано принять организационно-технические мероприятия по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.

6.2.6    Проведенные работы по техническому обслуживанию фиксируют в журнале регистрации работ по техническому обслуживанию ВПВ. Записи в журнале заверяют подписями представителя организации, осуществляющей техническое обслуживание и представителя организации-заказчика (ответственного за эксплуатацию ВПВ).

6.2.7    Записи должны содержать описание выполненных работ. Допускается описание заменять ссылкой на пункты типовых регламентов.

6.2.8    При проведении технического обслуживания журнал хранят у лица, ответственного за эксплуатацию ВПВ на объекте.

6.2.9    Наличие гарантийных обязательств монтажно-наладочной организации на безотказную работу смонтированного оборудования не освобождает заказчика от организации проведения работ по техническому обслуживанию.

6.2.10 Эксплуатационную документацию (журналы, акты, графики, протоколы) допускается вести с помощью современных, специализированных автоматических электронных систем при условии заверения записей электронно-цифровой подписью.

6.3 Техническое освидетельствование ГОСТ Р 59643-2021 часть 2

6.3.1 Техническое освидетельствование ВПВ в целом на предмет возможности его дальнейшего использования по назначению проводится:

- в случае предельного состояния системы;

- после изменений нормативных положений;

- при увеличении отказов, в результате чего эксплуатация системы не представляется возможной.

6.3.2    Техническое освидетельствование проводится комиссией с участием представителей организации, эксплуатирующей ВПВ и представителей специализированной организации. При необходимости, по решению организации, эксплуатирующей ВПВ, к техническому освидетельствованию могут быть привлечены представители других организаций.

6.3.3    По результатам освидетельствования оформляют акт
по форме, аналогичной приложению 12 [3].

6.3.4    В зависимости от состояния ВПВ  комиссия принимает следующие рекомендации:

- о ремонте отдельных частей ВПВ;

- продлении срока эксплуатации ВПВ и назначении срока следующего освидетельствования;

- модернизации ВПВ;

- замене ВПВ.

6.3.5 На оборудование или ВПВ в целом, вышедшее из строя, должен быть составлен акт (дефектная ведомость) в произвольной форме.

6.3.6  Все изменения проектного решения при модернизации системы следует согласовать с проектной организацией в установленном порядке.

6.4 Техническое обслуживание ВПВ ГОСТ Р 59643-2021 часть 2

6.4.1 Общие положения 

6.4.1.1 Регламент технического обслуживания ВПВ разрабатывается специализированной организацией. Основными видами периодических работ по ТО являются внешний осмотр,  инструментальный контроль и проверка работоспособности.

6.4.1.2                При внешнем осмотре определяется техническое состояние ВПВ  отдельных технических средств по внешним признакам (надежность крепления технических средств, отсутствие вмятин, сколов, глубоких царапин на наружных поверхностях, состояние лакокрасочного покрытия, сохранность пломб и т.п.).

6.4.1.3                При инструментальном контроле определяется техническое состояние ВПВ и отдельных технических средств измерительными средствами, номенклатура которых установлена соответствующей документацией (по давлению, расходу и т.п.).

6.4.1.4                Техническое обслуживание технических средств ВПВ заключается в проверке их технического состояния и работоспособности.

6.4.1.5                При проверке работоспособности ВПВ и отдельных технических средств определяется, работоспособны они или неработоспособны, исправны или неисправны путем контроля выполнения ими части или всех свойственных им функций, определенных назначением. Проверку работоспособности ВПВ и их технических средств целесообразно совмещать с ремонтом или техническим обслуживанием защищаемого помещения и технологического оборудования.

6.4.1.6                Ремонт и замена изношенных и поломанных деталей, смена прокладок и сальников, переборка задвижек и кранов выполняют согласно плану-графику проведения  регламентных работ и по мере необходимости.

6.4.1.7                Все повреждения технических средств ВПВ, которые могут повлиять на надежность работы ВПВ, устраняют незамедлительно.

6.4.1.8                При проведении ремонтных работ в помещении, в котором смонтированы технические средства ВПВ, эти  технические средства должны быть защищены от попадания на них штукатурки и краски, обнаруженные после ремонта на технических средствах следы краски и раствора должны быть удалены.

6.4.1.9                Не допускается подвешивать на трубопроводы ВПВ какое-либо оборудование или изделия.

6.4.1.10             Для обслуживания ВПВ должны привлекаться специалисты по эксплуатации и(или) ремонту трубопроводных систем зданий, систем электроснабжения и слаботочных систем из числа работников специализированной организации

6.4.2    Насосные установки 

6.4.2.1                Насосные агрегаты  (в том числе дизельные) и другое оборудование насосной станции следует ежедневно осматривать и, при необходимости, очищать от пыли и грязи.

6.4.2.2. Насосные агрегаты  (в том числе дизельные) и другое оборудование насосной установки не реже одного раза в месяц подвергают проверке:

- срабатывания в ручном (местном, дистанционном) и автоматическом режимах;

- перевода пожарных насосов из дежурного режима в резервный и наоборот;

- напряжения на основном и резервном источниках питания;

- на перевод пожарных насосов на основное и резервное электроснабжение в автоматическом и ручном режимах;

- давления подачи пожарного насоса;

- выдачи сигнализации о срабатывании насосной установки.

6.4.2.3  Ежегодно следует:

 - проверять затяжку сальников, наличие смазки в подшипниках, правильность затяжки фундаментных болтов, гаек крышек насосов и подшипников, соединения трубопроводов на сторонах всасывания и нагнетания с насосами, исправность муфт и их ограждений, заполнение водой трубопроводов на стороне всасывания и самих насосов;

 - проводить измерение сопротивления защитного заземления, окраску бака для залива насосов водой (при необходимости).

6.4.2.4                Один раз в три года или с периодичностью, приведенной в техдокументации на насосный агрегат:

- должна быть выполнена ревизия насосных агрегатов, во время которой устраняются все обнаруженные изъяны;

- должно осуществляться измерение сопротивления изоляции электрических цепей.

6.4.2.5                Запрещается уборка и протирка насосных агрегатов во время их работы.

6.4.3    Пожарные резервуары

6.4.3.1                Пожарные резервуары необходимо закрыть для доступа посторонних лиц и опломбировать.

6.4.3.2                 Вода в резервуаре не должна содержать механических примесей, которые при попадании в трубопроводы могут забить их.

6.4.3.3                До начала морозов у заглубленных резервуаров промежуток между нижней и верхней крышками люка заполняют утепляющим материалом.

6.4.3.4                В районах с суровым климатом необходимо следить за состоянием обогрева пожарного резервуара.

6.4.3.5                Ежедневно проводят проверку уровня воды в резервуаре; при снижении уровня необходимо добавить воду, при наличии утечек – установить место повреждения резервуара и устранить утечки. Результат проверки должен быть установлен в «Журнале проверок уровня воды в резервуаре» (в произвольной форме).

6.4.3.6                Один раз в неделю необходимо проверять целостность пломбы на крышке резервуара.

6.4.3.7                Ежегодно в осеннее время необходимо заменять в резервуаре воду и осуществлять его промывку. При замене воды днище и внутренние стенки резервуара должны быть очищены от грязи и наростов, поврежденная окраска восстановлена или полностью обновлена. Для предупреждения загнивания и цветения воды ее рекомендуется дезинфицировать хлорной известью из расчета 100 г извести на 1 м3 воды. 

6.4.4    Трубопроводы

6.4.4.1                Техническое обслуживание трубопроводов необходимо проводить в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технической документации изготовителя трубопроводов.

6.4.4.2                Напорные трубопроводы должны быть в постоянной готовности к действию, т.е. заполнены водой или воздухом и находиться под рабочим давлением.

6.4.4.3                При ежедневном (если совокупная длина трубопроводов не превышает 100 м) или еженедельном (если совокупная длина трубопроводов превышает 100 м) осмотре трубопроводов необходимо фиксировать:

- протечки огнетушащего вещества:

- провесы и искривления трубопроводов;

- складки, трещины или иные дефекты на изогнутых частях трубопроводов.

6.4.4.4                Не реже одного раза в месяц подводящие и питающие трубопроводы необходимо осматривать и очищать от пыли и грязи; при обнаружении коррозии должны быть приняты меры к ее устранению.

6.4.4.5                Один раз в квартал необходимо проверять:

- состояние вводов, запорной арматуры, измерительных приборов и водозаборного колодца;

- состояние креплений трубопроводов;

- отсутствие касаний электропроводов и кабелей;

- состояние защитного покрытия трубопроводов, отсутствие на них грязи и пыли;

- отсутствие течей и прогибов трубопроводов;

- наличие постоянного уклона (не менее 0,01 для труб диаметром до 50 мм и 0,005 для труб диаметром 50 мм и более).

6.4.4.6                Гидравлические или пневматические испытания трубопроводов необходимо проводить:

- один раз в 3 года, если сеть трубопроводов при эксплу­атации не подвергается коррозии;

- один раз в 2 года при нахождении трубопроводов в агрессивной окружающей среде.

6.4.4.7                Не реже 1 раза в три года необходимо осуществлять промывку и смену воды трубопроводов.

6.4.4.8                При промывке трубопроводов воду следует подавать с их концов в сторону задвижек для сброса воды (в целях предупреждения засорения труб с меньшим диаметром) при скорости на 20 % больше проектной скорости движения воды при пожаре, но не менее 1,5 м/с, обеспечивающей удаление осадков.

6.4.4.9                Промывку следует продолжать до устойчивого появления чистой воды. Сброс воды должен осуществляться в канализацию (для подачи и сброса воды могут быть использованы пожарные рукава). При невозможности промывки отдельных участков трубопроводов допускается продувка их сухим, чистым, сжатым воздухом или инертным газом.

6.4.5    Насосная станция

6.4.5.1                Насосную станцию, в которой не предусмотрено постоянное пребывание обслуживающего персонала, необходимо закрыть на замок, ключи от которого должны находиться в помещении с постоянным пребыванием оперативного (дежурного) или обслуживающего персонала (например, в диспетчерской, на пожарном посту и т.п.), о чем указывают у входа в насосную станцию.

6.4.5.2                Насосные станции должны иметь прямую телефонную связь с помещением с постоянным пребыванием оперативного (дежурного) или обслуживающего персонала.

6.4.5.3                В насосной станции ВПВ вывешивают инструкцию о порядке включения насосов, о действии обслуживающего персонала во время пожара, а также схему обвязки насосной установки, электрическую и гидравлическую схемы ВПВ и технологическую схему.

6.4.5.4      У  входа в насосную станцию должно быть установлено световое табло «Насосная станция».

6.4.5.5                Запорные устройства (задвижки, дисковые затворы, краны), насосные агрегаты, измерительные и управляющие приборы и т.п. необходимо пронумеровать в соответствии с гидравлической схемой.

6.4.5.6                Полы и лестницы насосной станции следует содержать в чистоте и исправности.

6.4.5.7                В насосных станциях не разрешается хранение посторонних предметов и оборудования.

6.4.5.8                 До наступления морозов арматура в водозаборном колодце должна быть осмотрена, при необходимости отремонтирована, а колодец утеплен.

6.4.5.9                Один раз в квартал необходимо проверить состояние вводов, запорной арматуры, измерительных приборов и водозаборного колодца.

6.4.6    Требования безопасности при проведении ТО 

6.4.6.1 К выполнению работ по ТО и ремонту ВПВ допускаются работники специализированных организаций.

6.4.6.2           Специалисты, допустившие нарушение требований правил ТО и техники безопасности, подвергаются внеочередной проверке. В зависимости от характера нарушения к ним могут быть применены меры административного, а в исключительных случаях, судебного наказания.

6.4.6.3           Проведение работ по ТО и ремонту должно проводиться бригадой, состоящей как минимум из двух человек.

6.4.6.4            Ремонт приборов и узлов должен производиться при отключенном электропитании.

6.4.6.5            Работы по ТО и ремонту следует производить только исправным инструментом. Рабочие места должны быть хорошо освещены.

6.4.6.6 Аппаратура и приборы в составе ВПВ должны включаться в электрическую сеть с напряжением, соответствующей ее паспортным данным.

7             Методы испытаний ГОСТ Р 59643-2021 часть 2

7.1 Испытания клапанов пожарных кранов на исправность

7.1.1 Условия проведения испытаний 

7.1.1.1 Испытаниям клапанов пожарного крана на исправность подвергаются все клапаны ВПВ.

7.1.1.2 Испытания клапанов пожарных кранов на исправность проводят при температуре не ниже 5 оС с периодичностью 1 раз в полгода (в любое время года, но целесообразно совместить их с испытанием на водоотдачу пожарных кранов).

7.1.1.3 При испытании клапанов пожарных кранов на исправность период суток ( т. е. давление в ВПВ) не регламентируется.

7.1.2 Порядок проведения испытаний

При проведении испытаний следует:

- измерить штангенциркулем или измерительной пробкой диаметр диафрагмы (при ее наличии;

- выполнить вручную (без дополнительных технических средств) не менее трех циклов открытия и закрытия клапанов пожарных кранов;

- проверить наличие или отсутствие течи через уплотнение штока клапанов пожарных кранов;

-зафиксировать полученные результаты в журнале испытаний.

7.1.3 Критерии результатов испытаний 

За критерий положительной оценки результатов испытаний принимают возможность перемещения КПЗ вручную (без дополнительных технических средств) из одного крайнего положения в другое, отсутствие течи через КПЗ или через уплотнение штока после нескольких циклов открытия и закрытия клапана и соответствие диаметра диафрагмы проектным данным.

7.1.4 Оформление результатов испытаний

Результаты испытаний  КПЗ  на исправность оформляют в виде акта и протокола испытаний, которые прилагаются к акту и протоколу испытаний ВПВ на работоспособность.Заметьте, не "ИЛИ", а "И". То есть, должен быть и Акт и Протокол.

7.2      Испытание насосной установки ГОСТ Р 59643-2021 часть 2

7.2.1   К началу испытания насосной установки следует:

а) привести в рабочее состояние систему регулирования;

б) удалить воздух из насосов и трубопроводов или создать вакуум на всасывание;

в) проверить исправность запорной арматуры (закрывание и открывание) срабатывание защитных устройств;

г) заполнить насос и всасывающие трубопроводы перекачиваемой жидкостью;    

д) выполнить другие необходимые подготовительные мероприятия, указанные в руководстве или инструкции по монтажу и пуску насосного агрегата.

7.2.2 Испытание насосной установки на работоспособность необходимо проводить следующим образом:

а) убедиться, что запорные устройства (задвижки или дисковые затворы) на подводящем трубопроводе основного и резервного насосов открыты, а давление в питающем трубопроводе соответствует проектному значению;

б) активировать насосную установку в соответствии с проектной документацией одним из следующих способов:

- при падении давления в трубопроводе в результате открытия пожарного запорного клапана,

- по сигналу от датчика положения пожарного запорного клапана при его открытии,

- по сигналу от устройства дистанционного пуска, устанавливаемого в шкафу пожарного крана, или рядом с ним (на расстоянии не более 0,5 м),

- по сигналу из зоны контроля пожарной сигнализации (если это не приведет к неисправности ВПВ).

При необходимости может использоваться комбинация способов активации.

7.2.3 При пуске насосной установки при наличии обводной задвижки на водомерном узле должен быть выдан сигнал на ее открытие.

7.2.4   Проверку переключения основного насоса на резервный необходимо про-изводить следующим образом:

- ключ выбора режима на щите управления установить в автоматический или дистанционный режим;

- включить основной насос – на щите управления должна включиться световая сигнализация «Работает основной насос»;

- отключить подачу напряжения на основной насос – основной насос должен отключиться, звуковая и световая сигнализация «Работает основной насос» должна отключиться;

- через 10 с должен включиться резервный насос – на щите управления должна включиться звуковая и световая сигнализация «Работает резервный насос».

7.2.5   В процессе испытаний особое внимание необходимо обращать на температуру  подшипников и трущихся соединений пожарных агрегатов.

7.3 Испытания ВПВ на водоотдачу ГОСТ Р 59643-2021 часть 2

7.3.1 Испытания ВПВ на водоотдачу необходимо осуществлять не реже двух раз в год (весной и осенью) при температуре окружающей среды не ниже 5 оС.

7.3.2 Испытания на водоотдачу необходимо проводить при минимальном давлении в магистральной (внешней) сети или в тот период суток, когда в здании, где происходит испытание ВПВ, наблюдается наибольшее по данным соответствующих служб водопотребление (выбирается случай наименьшего давления ВПВ).

7.3.3 За обобщенный проверяемый параметр водоотдачи ВПВ принимается давление на диктующем пожарном кране.

7.3.4 Диктующий пожарный кран и его место расположения в здании должны быть указаны в проектной документации или определены гидравлическим расчетом.

7.3.5 Испытания на водоотдачу необходимо проводить на диктующем кране (на самом высокорасположенном пожарном кране) каждого стояка; при испытаниях одновременно должно быть включено такое количество пожарных кранов, которое регламентировано проектной документацией, причем давление из-меряется только на диктующем пожарном кране; в качестве пожарных кранов могут использоваться пожарные краны нижерасположенные по стояку или краны смежных стояков (или опусков).

7.3.6 Если в проектной документации предусмотрена работа несколько пожарных кранов, то в зависимости от архитектуры здания одновременно с диктующим пожарным краном должны использоваться пожарные краны, расположенные ниже по одному и тому же стояку (опуску) и/или расположенные на том же этаже с диктующим пожарным краном и ниже их по соответствующим стоякам

7.3.7 Оборудование для проведения испытаний

7.3.7.1 Измерительное устройство

Для измерения давления используется измерительная вставка с манометром. Концы вставки должны быть оборудованы муфтовыми соединительными головками (ГОСТ  Р 53279).

Вставка с манометром может размещаться между клапаном и пожарным рукавом или между пожарным рукавом и пожарным стволом.

Манометр устанавливается непосредственно на вставке или может подсоединяться к ней через гибкий шланг длиной не более 1 м.

Выбор места размещения измерительной вставки и необходимости использования гибкого шланга определяет испытатель в зависимости от удобства проведения испытаний.

Манометр должен быть поверен.

7.3.7.2 Пожарные стволы

При проведении испытаний на водоотдачу допускается использовать специально выделенные для этих целей ручные пожарные стволы.

Конструкция ручных пожарных стволов должна соответствовать
 ГОСТ Р 53331.

Диаметр выходного отверстия ручных пожарных стволов должен соответствовать диаметру, предусмотренному проектом ВПВ для защищаемого здания (одному из трех типоразмеров Ø 13, 16 или 19 мм).

7.3.7.3 Пожарные рукава

При проведении испытаний на водоотдачу длина пожарных рукавов должна быть не более 21 м (обычно 10, 15 или 20 м), номинальный диаметр DN 50 или 65 (70) (либо внутренний диаметр 51 или 66 мм); пожарные рукава должны соответствовать по длине и диаметру, регламентированным для данного здания, в котором проводят испытания ВПВ.

При измерении давления струю из пожарного рукава допускается направлять в канализацию, водосточную трубу, на улицу и т. п. или в приемный бак вместимостью до 100 л, при этом необходимо предусмотреть защитные средства  (например кошму или крышку с отверстием под пожарный ствол), исключающие разбрызгивание из него воды. После испытаний воду из приемного бачка сливают в ближайшее канализационное устройство. Продолжительность измерения давления может не превышать 10 с.

7.3.8 Порядок проведения испытаний

7.3.8.1 Открыть пожарный шкаф, в котором находится диктующий клапан пожарного крана.

7.3.8.2 Отсоединить штатный пожарный рукав от клапана пожарного крана (или отсоединить пожарный рукав от ручного пожарного ствола).

7.3.8.3 Подсоединить измерительное устройство к клапану (или подсоединить измерительное устройство к пожарному стволу.

7.3.8.4 Подсоединить штатный или специально выделенный пожарный рукав с ручным пожарным стволом к измерительному устройству.

П р и м е ч а н и е – Если пожарный ствол перекрывной, необходимо убедиться, что кран ствола открыт.

7.3.8.5 Проложить без резких перегибов пожарный рукав в место, где предполагается пролив воды из пожарного ствола (если пролив предполагается в окно - открыть окно, если в приемный бак – пожарный ствол направить в бак и накрыть сверху кошмой).

7.3.8.6 Один из испытателей должен удерживать пожарный ствол в заданном направлении, а другой – открыть клапан пожарного крана.

Примечание – Если насосная установка испытываемого ВПВ включается автоматически при открытии пожарного крана, то для измерения давления достаточно открыть клапан пожарного крана. Если насосная  установка испытываемого ВПВ приводится в действие от ручного пожарного извещателя, то прежде включают ручной пожарный извещатель, а затем открывают клапан пожарного крана.

7.3.8.7 Продолжительность испытания (длительность подачи воды) должна быть не менее  длительности достижения установившегося режима на диктующем пожарном кране, т.е. не менее длительности достижения установившегося давления. Продолжительность измерения давления должна быть достаточной, чтобы успеть полностью открыть клапан пожарного крана и провести считывание показаний манометра

7.3.8.8 Зафиксировать по манометру значение установившегося давления у диктующего клапана Р кл.изм (или у диктующего ствола Р ст.изм).

7.3.8.9 Если пожарный ствол перекрывной, необходимо перекрыть  кран ствола.

7.3.8.10 Дать команду на отключение пожарного насоса.

7.3.8.11 Перекрыть клапан пожарного крана и слить воду из пожарного рукава.

7.3.8.12 Занести показания в рабочий журнал испытаний.

7.3.8.13 Отсоединить измерительное устройство.

7.3.8.14 Соединить штатный пожарный рукав с клапаном (или соединить штатный пожарный рукав с ручным пожарным стволом).

7.3.8.15 Закрыть и опломбировать пожарный шкаф.

П р и м е ч а н и я

1 Если испытаниям должны одновременно подвергаться кроме диктующего еще несколько пожарных кранов, то у этих кранов также должны присутствовать испытатели, которые одновременно с испытателем, находящимся у диктующего пожарного крана, будут выполнять операции, указанные в 7.3.8.1, 7.3.8.4–7.3.8.8, 7.3.8.10, 7.3.8.13–7.3.8.14.

2 Если струи из пожарных стволов можно направить в канализацию, водосточную трубу, на улицу и т.п., то диктующий пожарный кран можно открывать после того, как будут открыты остальные одновременно испытываемые  пожарные краны.

3 Весь цикл испытаний необходимо повторить для самых верхних пожарных кранов каждого стояка (кроме пожарных кранов, расположенных в одноэтажных зданиях, стояки которого не имеют дополнительных запорных устройств).

7.3.9 Обработка результатов испытаний 

7.3.9.1 Давление Ркл.изм, измеренное у клапана пожарного крана, должно быть не менее нормативного РПКнорм  (с учетом длины рукава согласно [5])  и проектного  значения РПКпроек:

Р кл.изм ≥ РПКпроек ≥ РПКнорм .  

7.3.9.2 Давление Рст.изм, измеренное у пожарного ствола, должно удовлетворять следующему выражению:

Рст.изм ≥ кл.проек ΔРрукl )≥ ПКнорм – ΔРрукl),  

где РПКнорм – нормативное значение давления у клапана пожарного крана (согласно [6] при соответствующих длине пожарного рукава, диаметре выходного отверстия пожарного ствола и условного  прохода клапана пожарного крана), м вод. ст.; ΔРрук – удельные потери давления по длине рукава (потери давления на рукаве длиной 1 м), м вод. ст./м; l – длина  рукава, м.

Удельные потери давления по длине рукава ΔРрук  определяются согласно [5].

Согласно [5] (при соответствующих длине пожарного рукава, диаметре выходного отверстия пожарного ствола и условного  прохода клапана пожарного крана), по давлению Ркл.изм или Рст.изм  определяют расход воды из пожарного ствола и высоту компактной части струи. Расход воды из пожарного ствола и высота компактной части струи, определенные согласно [5], должны быть не менее нормативных и проектных значений.

7.3.10 Критерии результатов испытаний

7.3.10.1 За критерий положительной оценки результатов испытаний принимают значение давления, расхода и высоты компактной части струи диктующего пожарного крана не меньше приведенных для  данных условий в таблице 7.3 СП 10.13130.2020 (диаметр выходного отверстия ручного пожарного ствола, условный проход клапана пожарного крана или внутренний диаметр пожарного рукава).

7.3.11 Оформление результатов испытаний 

7.3.11.1 Результаты тестирования на водоотдачу ВПВ (на соответствие давления у диктующего клапана пожарного крана или у диктующего ручного пожарного ствола оформляют в виде акта и протокола испытаний. Заметьте, не "ИЛИ", а "И". То есть, должен быть и Акт и Протокол.

7.3.11.2 Акт испытаний ВПВ должен содержать дату, время и место проведения испытаний, наименование здания или части здания, ограниченной противопожарными стенами, наименование организации, обслуживающей ВПВ, номера стояков и пожарных кранов согласно гидравлической схеме, тип клапана пожарного крана, тип ручного пожарного ствола, длину и диаметр пожарного рукава, количество и номера одновременно испытываемых пожарных кранов, тип насоса, давление и расход диктующего пожарного крана в момент наибольшего потребления воды на хозяйственные нужды (допустимое, измеренное или расчетное), выводы по результатам испытаний, подписи членов комиссии.

7.3.11.3 Протокол испытаний ВПВ на водоотдачу должен содержать дату, время и место проведения испытаний, наименование здания или части здания, ограниченной противопожарными стенами, наименование организации, обслуживающей ВПВ, номера стояков и пожарных кранов согласно гидравлической схеме, тип клапана пожарного крана, тип ручного пожарного ствола, длину и диаметр пожарного рукава, количество и номера одновременно испытываемых пожарных кранов, тип насоса, минимально допустимое давление у диктующего клапана пожарного крана или пожарного ствола  в момент наибольшего потребления воды на хозяйственные нужды, результаты испытаний: давление у клапана пожарного крана, значения расхода и высоты компактной части струи по СП 10.13130.2020 и подписи участников испытания.

             Приложение к ГОСТ Р 59643-2021 скачать можно у нас на сайте из библиотеки нормативщика или пройдя по ссылке  приложение А к ГОСТ Р 59643-2021 - приложения А  к ГОСТ Р 59643-2021

              На этом анализ стандарта ГОСТ Р 59643-2021 завершаю.

              Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта https://www.norma-pb.ru , участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере - https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Instagram - https://www.instagram.com/norma.p.b/

Мы в Телеграмме - https://t.me/norma_pb

ГОСТ Р 59643-2021