определение порядка обучения по программам противопожарного инструктажа – приказ МЧС №806 от 18.11.21г.

 Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы поговорим о изменении требований или, если хотите, определение порядка обучения по программам противопожарного инструктажа в соответствии с новым Приказом МЧС №806 от 18.11.21г.  Данный Приказ начинает действовать с 1 марта 2022г., то есть совсем скоро. Затронет этот приказ абсолютно всех, так как обучение по попрограммам хотя бы противопожарного минимума должно быть у всех, кто имеет касательство к любым электроприборам. Скачать документ можно с нашего сайта из библиотеки нормативщика, или просто пройдя по ссылке Приказ МЧС РФ от 18.11.2021 N 806 Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих

             Итак, давайте пройдемся по документу и отметим основные важные моменты.

  1. Определить Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа согласно приложению N 1.
  2. Определить требования к содержанию программ противопожарного инструктажа согласно приложению N 2.
  3. Определить категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, согласно приложению N 3.
  4. Признать утратившими силу:

приказ МЧС России от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2008 г., регистрационный N 10938);

приказ МЧС России от 27.01.2009 г. № 35.   "О внесении изменения в Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2009 г., регистрационный N 13429);

пункт 4 приложения к приказу МЧС России от 22 июня 2010 г. N 289 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МЧС России" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июля 2010 г., регистрационный N 17880).   Обратите внимание! Это важно! Учебные центры, которые будут предлагать обучение персонала ППМ и по иным противопожарным программам НЕ ДОЛЖНЫ после 1 марта 2022 г., записывать в удостоверениях или протоколах перечисленные документы по той простой причине, что они утратили силу. В противном случае все удостоверения и протоколы легко оспорить и признать недействительными. Сами понимаете  к чему это может привести.  

  1. Установить, что действие настоящего приказа не распространяется на лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, прошедших обучение мерам пожарной безопасности в соответствии с приказом МЧС России, указанным в абзаце втором пункта 4 настоящего приказа, до даты истечения сроков периодичности обучения мерам пожарной безопасности, предусмотренных приказом МЧС России, указанным в абзаце втором пункта 4 настоящего приказа. Пункт записан заумно, но он важен и потому нуждается в переводе с бюрократического языка на человеческий. Второй абзац пункта четыре говорит о Приказе МЧС России от 27.01.2009 г. №35. Суть этого приказа в изменении слововыражения "имеющих лицензию на деятельность по тушению пожаров" словами "оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности". Эти слова меняются в Приказе МЧС России от 12 декабря 2007 г. N 645. То есть, если кто-то обучился по программам противопожарного минимума (к примеру) в составе курса обучения специализированных организаций, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности, то их удостоверение ДЕЙСТВУЕТ до истечения его указанного срока. Вот запомните этот пункт, чтобы иметь возможность ссылаться на него после 1 марта 2022 года, когда с Вас кто-либо будет требовать удостоверений по новому приказу МЧС. Такое вполне может произойти.

Установить, что пункт 2 приложения N 3 к настоящему приказу не распространяется на лиц, прошедших обучение минимуму пожарнотехнических знаний в соответствии с приказом МЧС России, указанным в абзаце втором пункта 4 настоящего приказа. Собственно, в пункте 2 приложения №3 перечислены все лица, которые имеют отношения к пожарной безопасности на предприятии (ответственные разного порядка), но не имеющие среднее профессиональное образование в области ПБ или специальных компетенций в области ПБ - то есть пожарные инструкторы или инспектора или эксперты и прочие. Так вот, если они уже обучились ранее в специализированных организациях, в установленном порядке, то до истечении срока действия полученного удостоверения, данный Приказ на них не распространяется.

  1. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.    Видимо, в этот период выйдет очередное «обновление».

            Ну вот, сам приказ на этом исчерпан. Но вся соль далее, в приложениях 1-3 к данному приказу. Читаем далее.

Приложение N 1

к приказу МЧС России

от 18.11.2021 N 806

ПОРЯДОК, ВИДЫ, СРОКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТРУДОВУЮ ИЛИ СЛУЖЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПО ПРОГРАММАМ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА

  1. Ответственность за организацию и своевременность обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, юридических лицах (далее - организации), мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа (далее - обучение) несет руководитель организации.
  2. Руководитель организации определяет порядок и сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации <1> (далее - порядок обучения лиц мерам пожарной безопасности).

--------------------

<1> Абзац третий пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6056) (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации).  Циферка в скобочке здесь и далее это ссылка на руководящий документ, в соответствии с которым родился данный пункт. В данном случае, ссылка на пункт 3 ППР РФ.

  1. Обучение должно содержать теоретическую и практическую части и может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).
  2. В рамках теоретической части обучения программы противопожарного инструктажа могут реализовываться дистанционно.
  3. Обучение дистанционных работников (служащих) проводится в случае, если это предусмотрено трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору, предусматривающим выполнение работником (служащим) трудовой функции дистанционно. Внимание! Открывайте и читайте трудовой договор и вносите (по необходимости) указанное изменение – оно еще не раз пригодится Вам как в указанном случае, так и в иных ситуациях. Эта формулировка в трудовом договоре о дистанционом выполнении трудовых функций может спасти Вас от возможного преследования как различных трудовых комиссий, так и прокуратуры.
  4. Противопожарный инструктаж проводится в целях доведения до лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, обязательных требований пожарной безопасности <2>, изучения пожарной и взрывопожарной опасности технологических процессов, производств и оборудования, имеющихся на объекте защиты <3> систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, а также действий в случае возникновения пожара.

--------------------

<2> Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2021, N 24, ст. 4188) (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

<3> Пункт 15 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997) (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).

  1. Проведение противопожарных инструктажей осуществляется в соответствии с порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом структуры и численности работников (служащих) организации лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность в организации, прошедшими обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности <4>, либо имеющими среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность" (далее - образование пожарно-технического профиля), либо прошедшими процедуру независимой оценки квалификации <5>, в период действия свидетельства о квалификации:

--------------------

<4> Части вторая и четвертая статьи 25 Федерального закона N 69-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2021, N 24, ст. 4188).

<5> Статья 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171).

руководителем организации;

лицом, которое по занимаемой должности или характеру выполняемых работ является ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты в организации, назначенным руководителем организации;

должностным лицом, назначенным руководителем организации ответственным за проведение противопожарного инструктажа в организации;

иными лицами по решению руководителя организации. Этот пункт чуть ли не самый основной в документе. Прочитайте его вдумчиво несколько раз и постарайтесь уловить смысл. В данном пункте перечислены лица, имеющие право проводить противопожарный инструктаж, а также основания, согласно которым они эту функцию выполняют. Лица – это те, кого назначит руководитель специальным приказом  (за исключением себя самого), а основание – законченное обучение, среднее и специальное образование в области ПБ, подтвержденная квалификация в области ПБ.

  1. К проведению противопожарных инструктажей на основании гражданско-правового договора могут привлекаться лица, прошедшие обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, либо лица, имеющие образование пожарно-технического профиля, либо лица, прошедшие процедуру независимой оценки квалификации, в период действия свидетельства о квалификации. Повторение предыдущего пункта с одним лишь отличием – инструктора могут быть не работниками собственно предприятия, а привлеченными лицами, на основании договора. Очень кстати удобный пункт. Можно своих не обучать, а воспользоваться обученным инструктором сторонней организации, за разумную денежку. Вполне экономно.
  2. Противопожарные инструктажи проводятся по программам, разработанным лицами, указанными в пунктах 7 и 8 настоящего Порядка, и утвержденным руководителем организации или лицами, назначенными руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты в организации. Что уж там разрабатывать – есть стандартные программы инструктажей по специфике предприятий. Ими можно и нужно пользоваться.
  3. Противопожарные инструктажи проводятся с использованием актуальных наглядных пособий и учебно-методических материалов в бумажном и (или) электронном виде, разработанных на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности <6>.

--------------------

<4> Часть 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997).

11. По видам и срокам проведения противопожарные инструктажи подразделяются на:

вводный;

первичный на рабочем месте;

повторный;

внеплановый;

целевой.

  1. Вводный противопожарный инструктаж проводится до начала выполнения трудовой (служебной) деятельности в организации.
  2. Вводный противопожарный инструктаж проводится:

со всеми лицами, вновь принимаемыми на работу (службу), в том числе временную, в организации;

с лицами, командированными, прикомандированными на работу (службу) в организации;

с иными лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, по решению руководителя организации.

  1. Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте проводится непосредственно на рабочем месте до начала трудовой (служебной) деятельности в организации:

со всеми лицами, прошедшими вводный противопожарный инструктаж;

с лицами, переведенными из другого подразделения, либо с лицами, которым поручается выполнение новой для них трудовой (служебной) деятельности в организации.

  1. С учетом структуры и численности работников (служащих) организации допускается совмещение проведения вводного противопожарного инструктажа и первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте в случаях, установленных порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности.
  2. Повторный противопожарный инструктаж проводится не реже 1 раза в год со всеми лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, с которыми проводился вводный противопожарный инструктаж и первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте.

Повторный противопожарный инструктаж проводится не реже 1 раза в полгода со всеми лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности <7>, а также с лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, связанную с охраной (защитой) объектов и (или) имущества организации.  Здесь очень важно уяснить срок и перечень объектов защиты, попадающих под требование пункта 16.

--------------------

<7> Статья 27 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997).

  1. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:

при введении в действие новых или внесении изменений в действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы по пожарной безопасности, содержащие требования пожарной безопасности, применимые для организации;

при изменении технологического процесса производства, техническом перевооружении, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также изменении других факторов, влияющих на противопожарное состояние объектов защиты организации;

при нарушении лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность в организации, обязательных требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;

в случае перерыва в осуществлении трудовой (служебной) деятельности более чем на 60 календарных дней перед началом осуществления трудовой (служебной) деятельности на объектах защиты организации, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, а также у лиц, осуществляющих трудовую (служебную) деятельность в организации, связанную с охраной (зашитой) объектов и (или) имущества организации;

по решению руководителя организации или назначенного им лица.

Как видите, с учетом многократных в течении календарного года изменений нормативных требований (СП, ППР, указов и приказов полно разных появляется разного уровня), внеплановые инструктажи следует проводить частенько. И не забывать, обязательно, записывать эти инструктажи в журнал установленного образца, который будет предъявлен ниже.

  1. Целевой противопожарный инструктаж проводится в том числе в следующих случаях:

перед выполнением огневых работ и других пожароопасных и пожаровзрывоопасных работ, на которые оформляется наряд-допуск;

перед выполнением других огневых, пожароопасных и пожаровзрывоопасных работ, в том числе не связанных с прямыми обязанностями по специальности, профессии;

перед ликвидацией последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и катастроф;

в иных случаях, определяемых руководителем организации.  Целевые инструктажи, чаще всего, напрямую связаны с различными СМР, проводящимися на предприятии, в том числе сторонними Подрядчиками.

Конкретный перечень случаев обучения по программам целевого противопожарного инструктажа определяется порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности.

  1. Противопожарные инструктажи проводятся индивидуально или с группой лиц, осуществляющих аналогичную трудовую или служебную деятельность в организации, в пределах помещения, пожарного отсека здания, здания, сооружения одного класса функциональной пожарной опасности.

Повторный противопожарный инструктаж допускается проводить в иных помещениях (учебных классах, кабинетах), а также на территории организации с лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность в организации, если их трудовые функции не предусматривают работу в зданиях, сооружениях и помещениях производственного и складского назначения. 

  1. Проведение противопожарных инструктажей завершается проверкой соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, которую осуществляет лицо, проводившее противопожарный инструктаж, либо иное лицо, назначенное руководителем организации, в соответствии с порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности.

Проверка соответствия знаний лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным теоретической частью программ противопожарного инструктажа, может осуществляться дистанционно.

Форма реализации и порядок проведения проверки соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным практической частью программ противопожарного инструктажа, устанавливаются порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности.  В общем, экзамен быть должен, но как именно экзаменовать, конкретных указаний нет. Решать видимо, либо руководителю предприятия, либо преподавателю.

  1. Лица, показавшие неудовлетворительные результаты проверки соответствия знаний и умений требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, по итогам проведения противопожарных инструктажей, к осуществлению трудовой (служебной) деятельности в организации не допускаются до подтверждения необходимых знаний и умений.
  2. О проведении противопожарного инструктажа лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, после проверки соответствия знаний и умений требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, должностным лицом, проводившим проверку соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, производится запись в журнале учета противопожарных инструктажей, рекомендуемый образец оформления которого приведен в приложении к настоящему Порядку.
  3. При оформлении наряда-допуска на выполнение огневых работ <8> запись в журнале учета противопожарных инструктажей не производится. Вот важный момент про наряд-допуск на огневые работы – запись НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ! Многие стараются перестраховаться, согласно известной логике – «много – не мало».

--------------------

<8> Пункт 372 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6056).

  1. Лица, ответственные за хранение журнала учета противопожарных инструктажей, определяются порядком обучения мерам пожарной безопасности организации.
  2. Допускается возможность оформления журнала учета противопожарных инструктажей в электронном виде. Это мы уже проходили, но только при наличии электронной подписи, как понимаете. Иначе, виновный всегда может отпереться от того что проходил инструктаж, если вдруг чего.
  3. Допускается возможность фиксации результатов обучения и проверки соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, путем подписания работником (служащим) и лицом, проводившим противопожарный инструктаж, документов, определяемых порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности, электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" <9>.

--------------------

<9> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2021, N 24, ст. 4188.

  1. Руководителем организации должна быть обеспечена возможность проверки журналов учета противопожарных инструктажей, оформляемых в электронном виде с использованием электронной подписи, должностными лицами органов государственного пожарного надзора при осуществлении федерального государственного пожарного надзора <10>.

--------------------

<10> Статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2021, N 24, ст. 4188).

Приложение N 2

к приказу МЧС России

от 18.11.2021 N 806

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА

  1. Требования к содержанию программ вводного противопожарного инструктажа:

1.1. Общие сведения о специфике пожарной и взрывопожарной опасности <1> объектов защиты <2> (зданий, сооружений, помещений, транспортных средств, грузов, технологических установок, оборудования, агрегатов) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, юридического лица (далее - организация), территории, земельного участка.

--------------------

<1> Статья 26 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997) (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).

<2> Пункт 15 статьи 2, статья 6.1 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2017, N 31, ст. 4793).

1.2. Содержание территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных и аварийных путей и выходов, систем предотвращения пожара и противопожарной защиты.

1.3. Статистика, причины и последствия пожаров на объектах защиты организации.

1.4. Права и обязанности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, в области пожарной безопасности. Ответственность лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, за нарушение обязательных требований пожарной безопасности <3>.

--------------------

<3> Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2021, N 24, ст. 4188).

1.5. Основные положения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Правила противопожарного режима в Российской Федерации <4>. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности, утвержденный руководителем организации <5>.

--------------------

<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6056; 2021, N 23, ст. 4041) (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации).

<5> Абзац третий пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6056).

1.6. Общие меры по предотвращению и тушению пожаров на объектах защиты организации. Система обеспечения пожарной безопасности: система предотвращения пожара и противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

1.7. Обязанности и порядок действий лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, при обнаружении пожара или признаков горения на объектах защиты организации, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции, электроустановок и электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня, пользовании системами, средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации имущества и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаробезопасное состояние всех помещений (подразделения), рабочего места.

1.8. Меры пожарной безопасности в зданиях для проживания людей <6>.

--------------------

<6> Раздел IV "Здания для проживания людей" Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6056).

  1. Требования к содержанию программ первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте:

2.1. Обязанность работника (служащего) соблюдать обязательные требования пожарной безопасности. Ответственность работника (служащего) за нарушение обязательных требований пожарной безопасности.

2.2. Знание инструкции о мерах пожарной безопасности <7> зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования, утвержденной руководителем организации или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, включающей в том числе порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования на рабочем месте, производстве пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы; расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта, проведения огневых или иных пожароопасных работ.

--------------------

<7> Абзац четвертый пункта 2, пункты 392, 393 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6056)/

2.3. Условия возникновения горения и пожара на рабочем месте. Общие понятия о взрывопожарной и пожарной опасности веществ и материалов, изготавливаемой продукции. Первичные средства пожаротушения, предназначенные для тушения электроустановок и производственного оборудования.

2.4. Сведения о путях эвакуации людей при пожаре, зонах безопасности, системах и средствах предотвращения пожара, противопожарной защиты. Первичные средства пожаротушения. Виды огнетушителей и их применение в зависимости от класса пожара <8> (вида горючего вещества, особенностей оборудования). Ознакомление по плану эвакуации с эвакуационными путями и выходами; лестницами, лестничными клетками и аварийными выходами, предназначенными для эвакуации людей; местом размещения самого плана эвакуации; местами размещения средств противопожарной защиты, спасательных и медицинских средств, средств связи.

--------------------

<8> Статья 8 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579).

2.5. Обязанности и порядок действий работника (служащего) при пожаре или обнаружении признаков горения, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, эвакуации людей и материальных ценностей, пользовании средствами пожаротушения. Особенности работы систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре, других автоматических систем противопожарной защиты. Отключение общеобменной вентиляции и электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня. Осмотр и приведение в пожаробезопасное состояние рабочего места.

2.6. Меры личной безопасности при возникновении пожара. Средства индивидуальной защиты, спасения и самоспасания при пожаре. Места размещения и способы применения средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, спасения и самоспасания с высотных уровней при пожаре (при их наличии).

2.7. Способы оказания первой помощи пострадавшим при ожогах.

2.8. Практическая тренировка по отработке действий при возникновении пожара, по отработке умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, внутренним противопожарным водопроводом (с приведением в действие при его наличии), средствами индивидуальной защиты, средствами спасения и самоспасания (при их наличии).

2.9. Меры пожарной безопасности в зданиях для проживания людей.

  1. Требования к содержанию программ повторного противопожарного инструктажа аналогичны требованиям к содержанию программ первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.
  2. Объем и содержание теоретической и практической частей (необходимость практической части) программ внепланового противопожарного инструктажа, целевого противопожарного инструктажа определяются руководителем организации либо лицом, назначенным руководителем организации ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты в организации, в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость их проведения. Как видите, изменений не много. Все то же самое. Тексты старых инструктажей незначительно подкорректировать, согласно указанным пунктам и все.

Приложение N 3

к приказу МЧС России

от 18.11.2021 N 806

КАТЕГОРИИ ЛИЦ, ПРОХОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации <1> в области пожарной безопасности, осуществляющих трудовую и служебную деятельность в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных объединениях, юридических лицах (далее - организации):

--------------------

<1> Часть 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

а) лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты <2>, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности <3>;

--------------------

<2> Пункт 15 статьи 2, статья 6.1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2017, N 31, ст. 4793) (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).

<3> Статья 27 Федерального закона N 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997).

б) руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица;

в) ответственные должностные лица, занимающие должности главных специалистов технического и производственного профиля, или должностные лица, исполняющие их обязанности, на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, определяемые руководителем организации;

г) лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа;

д) лица, замещающие штатные должности специалистов по пожарной профилактике;

е) иные лица, определяемые руководителем организации.

  1. Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности:

а) лица, указанные в пункте 1 настоящего приложения, не имеющие среднего профессионального и (или) высшего образования по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность";

б) лица, указанные в пункте 1 настоящего приложения, не имеющие профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования.

Пункт 2 не распространяется на лиц, прошедших обучение минимуму пожарнотехнических знаний в соответствии с приказом МЧС России, указанным в абзаце втором пункта 4 (пункт 5).

             Ну что же, на этом статья « определение порядка обучения по программам противопожарного инструктажа в соответствии с новым Приказом МЧС №806 от 18.11.21г. » завершается. Надеюсь, что данная статья была полезной, так как необходимо быть в курсе изменений в законодательстве, чтобы не получить от закона никаких «нежданок» в виде штрафов. Как известно, не знание закона не освобождает от ответственности.

              Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере - https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Телеграмме - https://t.me/norma_pb

требования к системам противопожарной защиты старше 10 лет

 


              Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, а также коллегам по цеху. Сегодня мы проясним вопрос, который крайне интересен, последние пол года,  большому количеству наших Читателей. Вопрос заключается в том, что большое количество "стареньких" объектов в последние пол-года посетили инспектора пожарной охраны и написали предписание выполнить проверку существующих систем ППЗ на работоспособность. Причем, это даже не столько проверка исправности, которую выполняет обслуживающая организация, в рамках технического обслуживания. Нет. Это скорее, экспертиза системы на соответствие нормам ПБ и проверка работоспособности. Конечно собственники интересуются, какие такие требования к системам противопожарной защиты старше 10 лет , особо от иных систем ППЗ, вдруг стали предъявляться. 

 Давайте вместе разберем суть данного вопроса, который совсем не так однозначен, как кажется с первого взгляда. Для начала, сообщаю Вам о наличии внутреннего документа, который ГУ МЧС (видимо самых различных областей) направил в подведомственные отделы надзорной ведомости, как информацию. которую необходимо учитывать при выполнении пожнадзора за подведомственными объектами. Это письмо можно скачать, пройдя по ссылке Указание-по-испытаниям-систем-которым-более-10-лет-13.04.2021  

              Данное письмо от ГУ МЧС Нижегородской области, но я Вас уверяю, что самодеятельность в рядах служб МЧС явление крайне редкое. Подобные письма имеют место быть в самых разных областях нашей огромной страны. Явление можно считать типовым. Суть письма заключается в следующем. Ссылаясь на пункт 54 ППР РФ (приведем его для понимания)

П. 54. Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Так вот, ссылаясь на приведенный выше пункт, а именно на выделенную "жирным" шрифтом часть, ГУ МЧС предлагает собственнику объекта ежегодно выполнять испытания систем ППЗ с истекшим сроком эксплуатации. Форма испытаний в соответствии с формами, установленными статьей 144 ФЗ-123. Форма подтверждения соответствия, в соответствии со статьей 145 ФЗ-123, а именно "добровольная сертификация". 

Это значит, что система добровольной сертификации, зарегистрированная в установленном порядке в Федеральном агентстве по техническому
регулированию и метрологии, осуществляет аккредитацию ИПЛ (испытательных пожарных лабораторий), которые имеют право осуществлять подтверждение соответствия объектов защиты (продукции), работ и услуг требованиям пожарной безопасности с выдачей добровольных сертификатов соответствия. И именно эти самые аккредитованные Системой ИПЛ имеют право подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации правообладателем объекта защиты средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Что конкретно ГУ МЧС и рекомендует собственникам (настойчиво) реализовать в отношении их систем ППЗ.  Вот, собственно, и весь смысл письма. 

Теперь давайте разберемся подробнее, что за Система аккредитации такая и что за ИПЛ такие добровольно сертифицированные. Для этого, нам нужно будет вспомнить многострадальный ГОСТ Р 57974-2017 года, который то приостанавливали по решению суда, то снова вводили в действие. Собственно, кому интересна вся эта катавасия, могут пройти по ссылке ниже и прочитать всю фабулу "похождений" данного документа. 

https://www.norma-pb.ru/trebovanie-ispytanij-spz-po-gost-r-57974-2017/

    В результате, ГОСТ, в настоящее время, считается действующим, но как бы наполовину. Это значит, что ежеквартальные испытания систем ППЗ, в соответствии с пунктами 5.1; 5.2; 6.2 ГОСТ, с привлечением состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологи, уже не требуются "остро", как того требует документ. Во многом, это потому что пункт 61 "старого" ППР РФ уже не действует, так как версия ППР РФ обновлена, а в новой версии пункт 61 не дублируется дословно из старой версии документа. Но, тем не менее, указанные специалисты и аккредитованные организации не остались не востребованы. Они нашли свое применение в тех же проверках систем ППЗ, но уже с периодичностью "раз в год", и уже, в соответствии с иным пунктом новой версии ППР РФ, а именно во исполнение требования к системам противопожарной защиты старше 10 лет по п. 54 ППР РФ.

              В итоге, можно сказать следующее. Если у Вас есть системы ППЗ. которым исполнилось 10 лет и более, то Вы должны провести их испытания с привлечением организаций, аккредитованных в Системе добровольной аккредитации, как "испытательные пожарные лаборатории". На руках у  Подрядчика обязательно должно быть Свидетельство о подтверждении компетентности в данной области такого формата

Аккредитация-испытательная-лаборатория   Кроме того, к данному Свидетельству должно быть приложение области его применения в следующем формате

Приложенние к аккредитации ИЛ

                  Открываете Приложение, читаете область оценки соответствия. Если то что нужно Вам находится в Перечне областей оценки организации, то заключаете договор на выполнение испытаний. 

На этом статью " требования к системам противопожарной защиты старше 10 лет " завершаю, так как все что нужно уже сказано. Если у вас остались еще вопросы, пишите комменты, я обязательно проясню. Если у Вас есть заказ на работу, в рамках данного обсуждения, пишите в форме обратной связи, мы постараемся Вам помочь.

                  Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере - https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Instagram - https://www.instagram.com/norma.p.b/

Мы в Телеграмме - https://t.me/norma_pb

требование испытаний СПЗ 3

необходимость применять ОКЛ и огнестойкий кабель для современных систем пожарной сигнализации

 Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Самый популярный вопрос на сегодня, который задают нам наши Читатели – есть ли необходимость применять ОКЛ и огнестойкий кабель для шлейфов и цепей пожарной сигнализации и других систем ППЗ.

              Вопрос этот народился не на пустом месте. В апреле 2021 года был утвержден и введен в действие через 6 месяцев, то есть с октября 2021 года (УЖЕ ДЕЙСТВУЕТ), новый СП6.13130.2021, который заменил СП6.13130.2013г.  И вот в этом новом СП6.13130 в пунктах 6.2 ; 6.3 ; 6.4  дословно написано следующее:

           6.2 Электропроводки СПЗ, в том числе линии слаботочных систем, должны выполняться огнестойкими, не распространяющими горение кабелями с медными жилами.

Волоконно-оптические линии связи СПЗ должны выполняться огнестойкими, не распространяющими горение кабелями.

Допускается выполнять электропроводки СПЗ шинопроводами с медными и алюминиевыми шинами.

           6.3 Электропроводки СПЗ допускается выполнять неогнестойкими кабелями (без индекса «FR») в:

безадресных линиях связи с неадресными пожарными извещателями СПС;

кольцевых линиях связи при подключении в них изоляторов короткого замыкания;

кольцевых волоконно-оптических линиях связи;

цепях управления и контроля противопожарными нормально открытыми клапанами (НО), входящими в состав общеобменной вентиляции;

цепях питания светильников аварийного освещения со встроенными АИП (например, АКБ) и иными накопителями энергии, обеспечивающими работу светильников на путях эвакуации продолжительностью не менее 1 часа в режиме «Пожар»;

линиях, прокладываемых в огнестойких коробах, сохраняющих работоспособность электропроводок СПЗ в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций;

линиях электропитания ППКП и ППУ, имеющих резервный ввод от встроенных АИП (АКБ).

              6.4 Работоспособность электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором типа исполнения кабелей в соответствии с ГОСТ 31565 (за исключением электропроводок по 6.3 настоящего свода правил) и способом их прокладки.

          Конечно, проектировщики, как говориться в «ахуе….» от виражей наших нормотворцев. То они все твердили и ужесточали, что мол Ура…..даешь ОКЛ и все такое.  И не дай бог, кабель из одной ОКЛ взят, а крепление из другой ОКЛ – это низяяя…… ведь этот кабель с этим вот крепежом не прожигался и следовательно сертификат не действует. По этому, давай меняй или кабель, или меняй металлический дюбель с саморезом на анкер с болтом (к примеру). А тут вот раз вдруг сразу …… и можно кабель не огнестойкий применять и соответственно, если кабель не огнестойкий, то уж какая там ОКЛ. Чего это вдруг, такие развороты на 180 градусов? Если честно, у меня самого нет однозначных ответов на эти вопросы, с чего это вдруг. Но вот давайте вместе проанализируем несколько примеров выдающихся революционных изменений.

             Эта вот обязательность применять ОКЛ и огнестойкий кабель, уже стала не такая обязательная – это раз.  Стикеры порошкового тушения, которые были обязательны к установке в электрошкафах, уже не обязательны – это два. Многоточечные пожарные извещатели ИП 102 2х2, которые имели письмо и протокол испытаний ВНИИПО, допускающий установку до 20 метров и 0,15Н от потолка, теперь уровняли с нормами установки тепловых ИП на максимальной высоте 9 метров. И следует отступать от перекрытия, соответственно, не более 150 мм. – это три. Выданные ранее разрешительные письма для извещателей ИП212-90 «один дома» и им подобных, которые допускали замену этими сравнительно не дорогими извещателями, дорогих адресных извещателей, уже не действуют. Это четыре. Собственно, этот список можно легко продолжить.

            Сами подумайте, какие выводы напрашиваются? Значит разрешительные письма и протоколы испытаний, некогда выданные ВНИИПО, стали вдруг не корректны? Или может многоточечный извещатель стал хуже обнаруживать источник возгорания? Перестал вдруг работать на высоте, превышающей 9 метров?  А раньше вот работал. С чего это вдруг отменены требования и разрешения, которые позволяли неким (не будем писать слово «офелированные» или «афелированные» или как правильно, не можем утверждать) предприятиям успешно зарабатывать деньги на ОКЛ, на стикерах, на многоточках, на этих хитровывернутых псевдоадресных извещателях? Кому, скажите мне, теперь нужно покупать эти порошковые стикеры, если требования к их обязательной установке теперь нет? Кто будет платить за эту геморройную в установке многоточку, если на ее место можно просто повесить дешевые точечные тепловики на тросовой проводке  Кто то может помнит такую продукцию, как тросовая проводка? Это обычные долговечные провода с петлями для монтажа тепловых ИП, навитые на проволоке, которую натягивают под потолком.

необходимость применять ОКЛ и огнестойкий кабель

Или еще провод типа телефонной «лапши» ТРВ с дополнительно впаянной сталькой между жилами тоже назывался тросовой проводкой. Эти изделия пользовались активным спросом еще пол века назад, до тех пор, пока не появилось такое явление, как огнестойкий кабель и ОКЛ. Дешево, долговечно и просто в установке. Конечно и извещатели эти «Один дома» уже не получится устанавливать одну штуку в доме (комнате), как можно было. Соответственно, никому они и не нужны будут. Наверное этим «неким» предприятиям, которые успешно выпускали и реализовывали упомянутую продукцию, нет теперь нужды зарабатывать деньги? Или может теперь, другие «некие предприятия» будут зарабатывать, например на «огнестойких пожарных оповещателях». Вот написал это выражение и самому смешно. Огнестойкая сирена или огнестойкая табличка ВЫХОД или огнестойкий усилитель «INTER-M» с сертификатом и прожигом в печке, по ГОСТ. Хотя, над конструкциями ОКЛ в сетках Манье тоже смеялись, в свое время.

             Или может, где то там наверху, кто то чего то сказал на предмет «гнать торговых представителей ссаными тряпками из нормотворчества»? Вопросы риторические, никто на них не ответит, да и не к чему нам эти ответы. Вернемся к сути статьи - есть ли необходимость применять ОКЛ и огнестойкий кабель для шлейфов и цепей пожарной сигнализации и других систем ППЗ?

          На основании приведенных выше пунктов, можно сделать один единственный вывод.  Да, в соответствии с п. 6.4, новый СП6.13130 подтверждает выбор исполнения кабеля систем ППЗ в соответствии с ГОСТ 31565, но за перечисленными исключениями. Также, этот пункт утверждает отсутствие конфликтов между ГОСТ и СП6.13130. Перечисленные в пункте 6.3 исключения или допущения (кому как приятнее) появились и были узаконены, ввиду дополнительных обязательных условий, как то:

- наличие топологии «кольцо» и «изоляторов короткого замыкания» на кольцевой адресной линии;

- сокращению объектов (приложение «А» к СП484.1311500), на которых можно реализовывать пороговую не адресную СКС;

- наличие топологии «кольцо» на оптико-волокне;

- цепи управления, нарушение которых  не приведет к критическим изменениям работоспособности управляемого оборудования в ситуации «Пожар».  

         Собственно, допущения вполне разумные. Ну кому нужна сигнализация, шлейфы которой могут сгореть в огне еще до того момента, как эти шлейфы обнаружат источник пожара? Это абсурд. Сигнализация создается именно для того, чтобы обнаружить факторы пожара на ранней стадии, а не тогда, когда вокруг бушует пожар, как в печке для прожига. Многие нормотворцы говорят – неее….. а вдруг сгорят транзитные шлейфы, которые контролируют другие помещения, не те в которых горит пожар, а те в которых пока еще нет пожара. Отлично. Так эти помещения, в которых уже горит пожар, они же тоже должны быть защищены системой ПС, если они пожароопасные? Так? Следовательно, эта самая ПС обязана отработать на ранней стадии и включить СОУЭ как в помещениях объекта, где уже горит, так и в тех помещениях объекта, где еще не горит. Так? И люди эвакуируются из всех помещений данного объекта, оборудованного СОУЭ, что и требуется, в конечном счете. То есть, пожарная сигнализация и СОУЭ свою задачу выполнят в любом случае, огнестойкие или не огнестойкие провода (ОКЛ или не ОКЛ) используются для организации данных систем. А необходимость применения огнестойкой кабельной продукции обусловлено больше коммерческими интересами, чем технической необходимостью или соображениями безопасности. Понятно, что признать данный факт, не потеряв свое чиновничье лицо, достаточно проблемно. Однако, требования ПБ стали уже настолько сложновыполнимыми и дорогостоящими, что их избыточность стала уже явной. Они же, торговые представители, никогда не скажут «хватит». Они опять будут хотеть еще какую нибудь, новую закорючку в нормах, вынуждающую потребителя покупать их продукцию, и еще и еще и не будет их пожеланиям конца. История развивается по спирали, как собственно, и «закручивание-ослабление гаек». Настал момент умерить аппетиты. Иначе, на требования норм будут просто «забивать болт», и это действие будет массовым. Шугать и закрывать? Давай. Только вот и без этих «шугай» в пандемию закрылись сотни тысяч предприятий. Давай еще закрывай. А потом скажут – «нет на зарплату чинуши денег, потому что некому налоги платить». Зашугали, закрыли и разогнали тех кто платил. А свое место у бюджетного корыта мало кто уступит. Там наверху это прекрасно понимают. Это мелкие чиновники уверены, что источник их получки не скончаем и он будет всегда. А чиновники покрупнее понимают, что это не всегда так. По этому, вот такой вот «финт ушами». Надеюсь, тенденция будет продолжаться.

            Итак, в соответствии с нормативной базой на сегодня, при организации шлейфов пожарной сигнализации нет необходимости применять ОКЛ или огнестойкие провода, как в пороговых (не адресных) системах, так и в адресных системах, при соблюдении указанных в пункте 6.3 СП6.13130, условий. Причем эти условия (кольцо и изоляторы короткого) в любом случае надлежит выполнять, в соответствии с требованиями СП484.1311500.

               Кстати, кто хочет платить дороже, ради бога. В пункте написано «допускается», а не «должны». То есть, можете продолжать проектировать ОКЛ на шлейф, кому деньги ляжку жгут. Многие осторожничают – типа пусть мы переплатим, но на всякий случай, пусть будет ОКЛ – так лучше будет. Да, согласен, будет лучше. И даже скажу кому именно.  Лучше будет конкретно производителям и продавцам этой самой ОКЛ. А народному хозяйству (какое забытое выражение, правда?) будет лучше иметь не дорогую работоспособную пожарную сигнализацию, которую не дорого и монтировать и ремонтировать и содержать, чем купить не оправданно дорогую огнестойкую систему, которая также дорога и в ремонте и в содержании. Мы сами занимаемся практическим проектированием и монтажом противопожарных систем, и по этому, хорошо знаем о чем говорим. Иногда обсчитываешь объект и объявляя заказчику итоговую стоимость, видишь, как вытягивается лицо заказчика и отвисает его челюсть. Да, именно эта ОКЛ «весит» больше половины стоимости заказа. Не мы такие – жизнь такая. А заказчик, если все таки потратит свои деньги, то, в свою очередь, учтет свои траты в себестоимости своей продукции – аренду повысит, цену продукта производства, что в конечном счете, отразится на ценниках в магазине для конечного покупателя. Вы, я, нормотворцы будут этот ценник платить. А куда денешься? Это цена «закручивания гаек» и потворствования торговым представителям.

             Ну что же, на этом статья « необходимость применять ОКЛ и огнестойкий кабель для современных систем пожарной сигнализации » завершается. Надеюсь, что данная статья была полезной, так как необходимо быть в курсе изменений в законодательстве, чтобы не получить от закона никаких «нежданок» в виде штрафов. Как известно, не знание закона не освобождает от ответственности.

Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере - https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Instagram - https://www.instagram.com/norma.p.b/

Мы в Телеграмме - https://t.me/norma_pb

необходимость применять ОКЛ и огнестойкий кабель 1

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»

  Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы будем обсуждать Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464  которое вступает в действие с 01.03.2022г. и действует до 01.03.2027г. Указанный срок определен для данного документа в основном потому, что требования, которые предъявляет настоящий документ относятся к объектам, введенным в эксплуатацию, или проектная документация которых была отправлена в экспертизу до 1 мая 2009 года (до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

               Очень многие спрашивают нас – «А зачем это Постановление надо? Есть же уже СП484; СП485; СП486, СП3, которые регламентируют все эти вещи?» Поясняем. Все перечисленные СП разработаны в рамках исполнения требований ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который действует с 1 мая 2009 года. Но существует много объектов, которые запроектированы и построены ранее этой даты. Эти объекты существуют и на них необходимо соблюдать требования пожарной безопасности. А какие требования? Вот в статье 4 пункт 4 ФЗ-123 написано как раз по этому поводу:

"В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению».

Иными словами, объекты инспектируются по тем нормам, которые действовали до вступления в действие ФЗ-123, то есть по всяким разным НПБ.

           Но вот ведь какая петрушка получается. Мы уже публиковали на сайте Норма ПБ статью, извещающую о выходе в свет Постановления Правительства №1034 от 11.07.2020 г., упраздняющего целый ряд нормативных документов и подзаконных актов. Вот ссылка на статью  

https://www.norma-pb.ru/normativnye-dokumenty-otmennye-postanovleniem-pravitelstva-rf/  

           Сам документ можно скачать из тела статьи или (если лень читать статью) вот по прямой ссылке пройдите и скачайте (все удовольствия для Вас)  Postanovlenie_Pravitelstva_RF_ot_11_07_2020_1034 

           То есть, не действуют уже НПБ эти (кроме разве НПБ110 и НПБ104, которые исключены позже из данного списка Постановлением Правительства РФ от 19.12.2020г. № 2179). Получается юридическая коллизия. Не возможно инспектировать объекты и инспектировать их по документам, действие которых прекращено официально. По этому, наше Правительство, во главе с Мишустиным, обеспокоились и прониклись существующей проблемой, в результате чего выдали Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 которое как раз и устанавливает правила и нормы пожарной безопасности для указанных «старых» объектов.

             Ну что же, скачать документ можно у нас на сайте из библиотеки нормативщика или пройдя по ссылке  Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464

             А теперь, кратенько, постараемся, о самом главном в данном документе.  Как обычно в наших обсуждениях, особо важные моменты документа я буду приводить в красном цвете, описание в обычном черном цвете, а собственные комментарии к написанному выделю синим  шрифтом.

               Итак, дата введения в действие данного документа — с 01.03.2022г. по 01.03.2027г. 

  1. Настоящий документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее - объекты защиты), которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
  2. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение или изменение функционального назначения после вступления в силу Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", применяются требования Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, вправе применять положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вне зависимости от проведения капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения или изменения функционального назначения при оснащении объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Сие означает, что если Собственник хочет соблюдать требования ФЗ-123 на своих «старых» объектах, то это его право.
  3. Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с:

критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 1;

критериями оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 2;

критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3;

критериями оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 4.

  1. В случае превышения в пределах 5 процентов значения нормативного показателя площади, приведенного в приложениях N 1 и 3 к настоящему документу, допускается защита здания (помещения) системой пожарной сигнализации без использования автоматических установок пожаротушения. Не забудьте 5% добавить к замерам – это может помочь при выборе систем защиты.
  2. В зданиях и сооружениях не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следующие помещения:

а) с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.);

б) венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

в) категории В4 (кроме помещений, предусмотренных приложениями N 1 - 3 к настоящему документу) и категории Д по пожарной опасности;

г) лестничные клетки;

д) тамбуры и тамбур-шлюзы. Обратите внимание! Список помещений-исключений адаптирован к новым документам, то есть добавлены тамбура, охлаждаемые камеры, прочие помещения, которых не было в документах, действовавших до ФЗ-123. Это некоторое облегчение, которое собственно не значит, что нужно срывать пожарные извещатели в тамбурах. Это приведет к расхождению с проектной документацией.

  1. В лифтовых холлах и безопасных зонах допускается установка только системы пожарной сигнализации.

Отдельно стоящие понижающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6 - 10 киловольт без постоянных рабочих мест или без постоянного присутствия людей допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации. То же самое. Ранее, таких допущений не было. Но это совсем не значит, что нужно срезать существующие в лифтовых холлах спринклерные сети.

  1. Под площадью помещений, предусмотренных приложением N 3 к настоящему документу, понимается площадь части зданий или сооружений, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее EI 45 для перегородок и не менее REI 45 для стен и перекрытий. В случае, если помещения не выделяются ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под площадью этих помещений понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения. Обратите внимание! Это написано для любителей устанавливать перегородочку в помещении, чтобы из одного большой площадью сделать два площадью меньше, чем достигается изменение нормативного средства защиты на ПС с АПТ, к примеру. Теперь понятно что это должна быть не просто перегородочка, а нормируемая преграда.
  2. Объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5.

Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приведена в приложении N 6.

  1. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения, составляет 40 процентов и более общей площади этажей здания и сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом автоматическими установками пожаротушения с учетом пункта 7 настоящего документа. Думаю, что здесь закралась ошибка – пункт 5, а не пункт 7 имелся ввиду. В пункте 7 как раз ничего такого нет, чтобы его учитывать. А в пункте 5 указаны исключения. Видимо имелось ввиду, что даже если более 40% занято пожаротушением, то это все равно не значит требование монтировать пожаротушение везде и в туалетах тоже. Исключения и туалеты в том числе даже в этом случае, остаются исключениями. Только вот, что толку от того что я это озвучил – что написано пером, то не вырубишь топором. Пока к данному документу не будет уточнений и исправлений, придется оборудовать здание в целом установками АПТ, включая санузлы, бойлерные, тамбуры и прочее. Вот к чему приводит халатность тех кто нормы сочиняет и тех кто сочинения эти проверяет. Это закон, а не бульварное чтиво. Внимательнее нужно быть!
  2. Здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться автоматическими установками пожаротушения при выполнении одного из установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений. Это значит, что сначала собственник решил, в соответствии с пунктом 2, что на объекте будут выполняться требования ФЗ-123. А потом, в соответствии с пунктом 1 статьей 1 ФЗ-123, рассчитывается пожарный риск, и выясняется, что систем пожаротушения можно не монтировать. Или при обеспечении безопасной эвакуации людей. А это последнее, вообще не понятно что значит. Один скажет – «я обеспечил». А второй – «чем докажешь?» «Сейчас, поищу доказательства в кошельке». Так что, при конфликте интересов последнее не доказуемо. Но зато, какая лазейка, при полном совпадении интересов! Привет тебе, Коррупция!
  3. Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации. Не радуйтесь! Это не взамен, а дополнительно!

Для помещений зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5, защищаемых автоматическими установками пожаротушения, допускается не предусматривать систему пожарной сигнализации при обеспечении безопасной эвакуации людей из здания с учетом инерционности срабатывания автоматических установок пожаротушения, которые должны выполнять функции системы пожарной сигнализации. Хмм. Ну вот этот момент безопасной эвакуации требуется доказать путем расчета развития пожара и блокирования эвакуационных путей, учитывая инерционность систем, сравнивания с расчетом времени эвакуации. Тот же расчет риска, по сути.

  1. Звуковые пожарные оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать уровень звукового сигнала не менее чем на 15 акустических децибел выше допустимого уровня звука постоянного (фонового) шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука в защищаемом помещении (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми звуковыми пожарными оповещателями) должен быть не менее 75 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя, но не более 120 акустических децибел в любой точке защищаемого помещения. Измерение уровня звука должно производиться шумомером на расстоянии 1,5 метра от уровня пола.
  2. В спальных помещениях (помещениях, которые функционально предназначены для нахождения в них людей в состоянии сна) звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны иметь уровень звука не менее чем на 15 акустических децибел выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми оповещателями пожарными звуковыми) в защищаемом помещении должен быть не менее 70 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя. Измерения должны проводиться на уровне головы наиболее высоко расположенного спящего человека. Ну вот 70 дБ, вместо 75 дБ. Не имеет существенного значения.
  3. В защищаемых помещениях, в которых уровень звука постоянного (фонового) шума более 95 акустических децибел, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.
  4. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должна включаться от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения. При этом допускается:

а) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре дистанционное и местное включение, если в соответствии с настоящим документом для объектов защиты не требуется оснащение системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения;

б) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 - 5 типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Очень интересный пункт! Индульгенция, прямо скажем. Ну ладно подпункт «а», но подпункт «б» вообще огонь!  Полуавтоматическое управление вообще фраза многозначащая! Охранник увидел что на панели ППК загорелся индикатор «пожар» и потом, почесав задницу, подумав пару минут, все таки ткнул пальцем в кнопку, от которой автоматически включилось оповещение в здании. Это в лучшем случае.  А то может не спеша сначала выдвинулся на место предполагаемого пожара понюхать дым, чтобы потом вернуться и только тогда ткнуть пальцем в кнопку. Во какая полуавтоматика получается! А дистанционное и местное включение вообще огонь! Зачем автоматика? Люди сами, когда пожар разгорится, ткнут кнопку включения СОУЭ на этаже где горит …… если успеют, конечно.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464

Здесь пока все также как и в новом СП486.1311500.2020г., кроме пункта 4.1.2.1, в котором нет разделений на С0 и С1 – общая позиция 7000 кв.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 1

Здесь разница касаемая жилых зданий по п.6  – сохранилось требование только для зданий 28 метров и выше. Те что ниже, не оборудуются. И еще в пункте 12.2.2 не значительное уточнение – 3500 кв.м., тогда как в СП486.1311500 – 4000 кв.м. Также общежития приняты одним пунктом (квартирные или не квартирные все равно) – АПС для всех. Гостиницы принимаются по требованиям к общественным помещениям.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 2

Здесь обратите внимание на определение высоты здания по Примечанию 1 к Приложению 1. Есть очень существенные различия с СП486.1311500. Про здания школ, пожарных депо, зоопарки и мелкие отдельно стоящие здания магазинов отдельно ничего не написано. Но это все относится к зданиям административного и общественного назначения и оборудуются системами ПС в соответствии с п. 11, независимо от площади.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 4

От СП486.1311500 отличается нормами к запотолочному пространству (не значительно), а также отсутствуют нормы на строительные бытовки и вагончики. Но вряд ли вагончики и бытовки установлены до начала действия ФЗ-123. Это было бы слишком долго для временных строений.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 5

Холодильных камер в нормах нет, но они по данному документу не защищаются, в отличии от СП486.1311500. Также нет производственных помещений категории А с обращением горючих газов.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 6

Здесь изменений нет вообще

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 7

Здесь изменений нет вообще

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 8

Небольшое различие в плане помещений железнодорожного транспорта

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 9

Здесь все однотипно

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 10

В документе, в отличии от СП486, отсутствуют отдельные требования к производственным и складским помещениям категории В4 в зданиях Ф1.1,Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2. Также нет требований к чердакам, детским игровым зонам, Помещениям Ф3.2 в подвалах и помещений детских дошкольных учреждений, встроенных в помещения иного назначения. Также нет норм на встроенные в здания иного назначения помещений гостиничных услуг, мусоросборные камеры, помещения складские и производственные, расположенные в общественных зданиях. Ко всем перечисленным помещениям применяются нормы основных пунктов зданий в которые встроены данные помещения, а также требованиям основных пунктов, регламентирующих складские и производственные помещения определенных категорий.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 11

Обратите внимание на допуски по пунктам 4 и 5 Примечания.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 12

Примечания: 1. Оборудование, указанное в пунктах 3 и 5 настоящего документа, допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.

  1. Окрасочные камеры с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей объемом до 1 куб. метра допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.
  2. Допускается не оборудовать автоматическими установками пожаротушения стеллажи высотой более 5,5 метра для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке в здании склада категории В по пожарной опасности высотой не более 14 метров с хранением горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 метра, но не более 12,5 метра, оборудованного автоматическими установками пожаротушения с одноярусным расположением оросителей, монтируемых под покрытием складского помещения. 

В Примечании пункты 2 и 3 имеют отличия от СП486, в части допущений систем АПТ в окрасочных камерах, а также в части оборудования установками АПТ стеллажей выше 5,5 метров.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 13

От требований СП3.13130.2009 отличается в части пункта 4 (Психиатрические больницы) – здесь 3 тип СОУЭ и все, тогда как в СП3.13130 предусмотрен 3 тип и выше, при 60 и более койко-мест.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 14

А вот здесь есть изменения по жилым зданиям – появились нормы от 26 этажей и выше, тогда как в СП3.13130.2009 нормировались только 25 этажей самые высокие здания. И еще в пункте 7 по Театрам есть изменения в количестве зрителей, но это не так существенно, если вдуматься. Про организации общественного питания изменения только в числе этажности, написали «от 3 этажей» и теперь не понятно, как подходить если этажей менее трех!

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 15

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 16

Поменялись конечно количества людей в 16 и 17 пунктах, но как бы отличия не значительны. В Примечаниях обратите внимание на пункты 5 и 7 – они новые.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 17

Различие есть только в Примечании, но различие очень существенное. Пункт 5 допускает световые оповещатели, которые включаются только при начале оповещения. То есть в дежурном режиме они могут быть выключены. Тогда как в СП3.13130 такое не допустимо – световые оповещатели  должны светиться в дежурном режиме. Также, пунктом 4, есть указание считать СОУЭ 3-5 типов автоматизированными системами, что имеет значение при разработке сметы на наладочные работы. Теперь есть основание включить пункт пусконаладки для СОУЭ отдельно и для прибора АПС отдельно.

              На этом анализ документа Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464  считаем законченным. Ну что, документ не лишний, скажем так. Есть «светлые проблески», хотя различий не много.  По крайней мере, конфликты с отмененными документами и требованиями ФЗ-123 частично разрешены. Теперь остается конфликт с еще действующими НПБ110 и НПБ104. Но думаю, до весны следующего года эти  документы  упразднят окончательно. А иначе, для чего бы нужно было городить данное Постановление!

               Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта https://www.norma-pb.ru , участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере - https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Instagram - https://www.instagram.com/norma.p.b/

Мы в Телеграмме - https://t.me/norma_pb

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 18