ГОСТ Р 59639-2021 Часть 2. «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.  Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».

  Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы продолжаем наш цикл статей о новых ГОСТах от Росстандарта, касаемых систем противопожарной защиты. А именно, сегодня мы продолжаем изучать ГОСТ Р 59639-2021 Часть 2.  «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.  Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность». Скачать данный документ Вы можете у нас на сайте из библиотеки нормативщика или просто пройдя по ссылке ГОСТ 59639-2021  Предыдущие статьи цикла Вы можете найти на нашем сайте по следующим ссылкам:

  1. https://www.norma-pb.ru/nacionalnye-standarty-2021-goda-dlya-proektirovaniya-montazha-texnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-protivopozharnyx-sistem-statya-1-10/
  2. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59636-2021-1-chast-dokumenta-ustanovki-apt-rukovodstvo-po-proektirovaniyu-montazhu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu/
  3. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59636-2021-chast-2-ustanovki-pozharotusheniya-avtomaticheskie-rukovodstvo-po-proektirovaniyu-montazhu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-metody-ispytanij-na-rabotosposobnost/
  4. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59637-2021-sredstva-protivopozharnoj-zashhity-zdanij-i-sooruzhenij-sredstva-ognezashhity-metody-kontrolya-kachestva-ognezashhitnyx-rabot-pri-montazhe-nanesenii-texnicheskom-obsluzhivanii-i/
  5. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59638-2021-sistemy-pozharnoj-signalizacii-rukovodstvo-po-proektirovaniyu-montazhu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-metody-ispytanij-na-rabotosposobnost/
  6. https://www.norma-pb.ru/gost-r-59639-2021-chast-1-sistemy-opoveshheniya-i-upravleniya-evakuaciej-lyudej-pri-pozhare-rukovodstvo-po-proektirovaniyu-montazhu-texnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-metody-ispytanij-na-rab/

               Как обычно в наших обсуждениях, особо важные моменты документа я буду приводить в красном цвете, описание в обычном черном цвете, а собственные комментарии к написанному выделю синим  шрифтом.

               Итак, дата введения в действие данного документа — с 15 сентября 2021 года 

6 Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ГОСТ Р 59639-2021 Часть 2.

6.1 Общие требования

 6.1.1    Эксплуатация СОУЭ включает в себя:

-      обучение и подготовку дежурного персонала по использованию технических средств СОУЭ;

-      ввод в эксплуатацию СОУЭ;

-      контроль технического состояния СОУЭ;

-      ТО и ремонт СОУЭ (при необходимости);

-      устранение неисправностей и ложных срабатываний СОУЭ, выявление их причин;

-      периодические проверки (испытания) СОУЭ;

-      своевременную замену технических средств СОУЭ;

-      ведение эксплуатационного журнала.

6.1.2    СОУЭ следует вводить в эксплуатацию при наличии положительного акта проверки (испытаний) на работоспособность, эксплуатационной документации (инструкций по эксплуатации) и полной исполнительной документации.

6.1.3    При эксплуатации СОУЭ рекомендуется использовать следующие уровни доступа.

Уровень доступа 1 (для дежурного персонала). На данном уровне доступа возможно выполнение следующих функций:

-      контроль (визуальный и звуковой) состояний и режимов работы прибора, просмотр всех актуальных на текущий момент времени сообщений, без доступа к архиву событий;

-      тестирование оптической индикации, буквенно-цифровой дисплей и встроенной звуковой сигнализации;

-      отключение звука встроенного звукового сигнализатора;

-      формирование отчетов (при наличии опции).

Уровень доступа 2 предназначен для принятия мер по поступившим событиям и предназначен для ответственного за пожарную безопасность объекта защиты. На данном уровне доступа возможно выполнение следующих функций:

-      выполнение функций, доступных на уровне 1;

-      сброс и/или переключение между отдельными состояниями и режимами работы;

-      пуск (активация) и останов (деактивация) исполнительных устройств;

-      временное отключение и включение отдельных линий связи и устройств;

-      просмотр сообщений и событий в архиве.

Уровень доступа 3 предназначен для осуществления ТО, а также программирования и настройки (для обслуживающих организаций). На данном уровне доступа возможно выполнение следующих функций:

-      осуществление функций, доступных на уровнях 1 и 2;

-      считывание параметров;

-      изменение параметров конфигурации.

Уровень доступа 4 предназначен для сервисного обслуживания, авторизованного производителем. На четвертом уровне доступа возможно выполнение следующих функций:

-      осуществление функций, доступных на уровнях 1−3;

-      обновление или изменение программного обеспечения;

-      ремонт, не требующий возврата технического средства изготовителю.

6.1.4    При изменении обслуживающей и/или эксплуатирующей организации должна быть выполнена процедура проверки (испытания) на работоспособность СОУЭ, аналогичная проводимой после окончания пусконаладочных работ с составлением всех необходимых документов для осуществления эксплуатации, ТО, ремонта и замены, а также передача паролей (ключей, карт).

Ну что же, шикарно, шикарно! СОУЭ с четырьмя уровнями доступа! Ну ладно, может быть, когда то появится и такое. 

6.2 Ввод в эксплуатацию

6.2.1    СОУЭ считается готовой к эксплуатации, если проверкой подтверждается следующее:

- монтажные работы выполнены в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов, нормативных документов и настоящим стандартом;

- пусконаладочные работы выполнены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технологическими картами, инструкциями и технической документацией изготовителей;

- комплексное испытание показало выполнение техническими средствами предусмотренных проектом и технической документацией параметров и режимов работы;

- технические средства и материалы, примененные при производстве работ, соответствуют требованиям национальных стандартов, технических условий и имеют соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество.

6.2.2    Вводом в эксплуатацию следует считать оформление и подписание акта о вводе СОУЭ в эксплуатацию. Данный акт допускается совмещать или оформлять на основе акта о проверке (испытании) на работоспособность СОУЭ. Как видите, на СОУЭ должен быть отдельный от системы АПС акт проверки на работоспособность и соответственно отдельный от АПС акт ввода в эксплуатацию. То есть две системы вводятся в эксплуатацию отдельно. Написано что акт допускается совмещать, но с чем именно допускается совмещать, не написано. Да и что значит «оформлять на основе акта о проверке (испытании) на работоспособность» тоже не понятно. Что это значит в формальном смысле? Какая форма должна быть, в случае оформления на основе? Какой то пустой бессмысленный пункт.

6.2.3   К акту ввода в эксплуатацию должны прилагаться следующие документы:

- техническая документация изготовителей на технические средства СОУЭ;

- проектная и рабочая документация;

- инструкции по эксплуатации на СОУЭ в целом и на отдельные технические средства;

- график замены технических средств СОУЭ (по 6.7.2);

- акт проверки (испытаний) на работоспособность;

- эксплуатационная документация;

- исполнительная документация (чертежи, акты: входного контроля, окончания монтажных работ, испытаний по окончании пусконаладочных работ, а также сертификаты на оборудование и материалы).

6.2.4   Договор на ТО и/или ремонт СОУЭ должен включать в себя:

- условия и порядок обслуживания, порядок устранения неисправностей, ремонта, замены технических средств СОУЭ;

-  контроль технического состояния СОУЭ;

-  график и объем ТО;

-  график плановой замены технических средств;

- требование к наличию у исполнителя инструмента, расходных материалов, комплектующих и прочего имущества и оборудования, необходимого для выполнения работ;

- требование по времени устранения неполадки (неисправности) в работе СОУЭ;

- другие условия по согласованию.

Ну что же, договор тоже отдельный, вместе со всеми приложениями. 

6.3 Контроль технического состояния СОУЭ

6.3.1    Эксплуатацию СОУЭ осуществляют в соответствии с требованиями [2], проектной и рабочей документацией, инструкцией по эксплуатации СОУЭ, руководствами по эксплуатации технических средств и положениями настоящего стандарта.

6.3.2    В процессе эксплуатации СОУЭ дежурный персонал или ответственный за пожарную безопасность объекта защиты должен ежедневно заполнять эксплуатационный журнал с занесением всех событий (ложные срабатывания, сигналы о неисправности, испытания, нерабочее состояние, временные отключения, ТО), связанных с эксплуатацией СОУЭ с точностью до зоны пожарного оповещения (адреса – для адресных СОУЭ) с указанием даты и времени.

6.3.3   Контроль технического состояния СОУЭ должен осуществляться организацией, выполняющей работы по ТО и ремонту. 

6.4 Техническое обслуживание и ремонт СОУЭ

6.4.1    При заключении договора на ТО и ремонт СОУЭ специализированной организации необходимо проводить обследование системы на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности. При выявлении нарушений о них необходимо уведомлять собственника объекта защиты, а также отражать в соответствующем акте обследования. Заключение договора на ТО СОУЭ, спроектированной и смонтированной с нарушениями требований пожарной безопасности, до устранения выявленных нарушений не допускается. Ох, вот это номер выдали! Особо порадовало это "заключение договора не допускается" - запретили, то бишь.  Во первых, специализированная организация, имеющая лицензию МЧС на техническое обслуживание, никак не может решать и рассуждать о соответствии системы действующим нормам. У нее для этого квалификации не хватает. Для того чтобы выносить подобные заключения,  надо быть нормативщиками, иметь аккредитацию экспертной организации. По этому, если обслуживающая организация  будет строить из себя умника и писать замечания, отказываясь заключать договор на основании данного пункта, то заказчик пошлет ее подальше. Эта умная организация останется без денег, будет умной, принципиальной, но совсем бедной. Заказчик обратится к другой обслуживающей организации, которая заключит договор, хотя даже и увидит нарушения. И пусть ее считают не такой умной, но зато она будет богатой, отняв все договора у умной и грамотной организации. А если спросят, то ответят – «а что Вы хотите от нас? Мы, чай не эксперты и не инспекция, чтобы замечания писать. Нам не платят за это. Вот что имеем, то и держим в исправном состоянии». Ответят так и будут совершенно правы. И никто не сможет заставить их умничать в той области, в которой они не имеют аккредитаций. Вот так. Се ля ви – мы живем в России. Видимо нормотворцы там в Росстате совсем от жизни оторвались, ходя за получкой в кассу два раза в месяц, забыли, что другие люди деньги не получают, а зарабатывают. А кто платит, тот и заказывает музыку.

6.4.2    ТО и ремонт СОУЭ должна осуществлять в соответствии с графиком специализированная организация, уполномоченная на проведение данного вида работ в соответствии с действующим законодательством. На основе данного графика разрабатывают сменные задания лицам, выполняющим ТО и ремонт СОУЭ. График согласовывают с заказчиком по договору на ТО и ремонт СОУЭ и утверждает организация − исполнитель по договору.

6.4.3    Сменное задание является документом, на основании которого должно быть проведено полное и своевременное выполнение работ в необходимом объеме.

6.4.4    При разработке последующих сменных заданий должен быть учтен объем выполненных работ. При необходимости сменные задания должны предусматривать снижение отставания в выполнении работ согласно графику.

6.4.5    Сменное задание выдают перед началом выполнения работ. Сменное задание работник получает от своего непосредственного руководителя. Работник не имеет права приступать к работе при отсутствии письменного задания на проведение работ. На мой взгляд, какие кому задания и в каком порядке выдавать, это внутреннее дело обслуживающей организации. Есть утвержденный график работ, есть регламент работ. Все на этом, что еще нужно!  Далее организация сама себе стандарт, нечего туда нос совать. Письменно, устно ….. какое ваше дело? Главное чтобы работа была сделана. А то скоро найдутся умники из инспекции, которые на основании данных пунктов, потребуют предъявить к осмотру внутренние распоряжения и приказы коммерческого предприятия. Интересно, как отреагирует на такое требование народный судья?

6.4.6    Работы по ТО должны выполняться специализированными организациями, при условии заключения договора на проведение данных работ, или специализированными службами объекта защиты. В обоих случаях специализированная организация или служба объекта защиты должны обладать правом на проведение данных работ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.4.7    Наличие договора на ТО специализированной организацией не снимает ответственности с руководителя объекта защиты за невыполнение требований настоящего стандарта. А это вот правильно, что Заказчик несет ответственность за все эти операции. Тогда он будет их требовать с обслуживающей организации, а обслуживающая организация, в свою очередь, будет объявлять нормальную вменяемую стоимость работ, а не выполнять работы по ТО и ТР за две тысячи рублей перечислением в месяц, в том числе НДС. Не верите, что такие деньги предлагают за работу? Загляните на госзаказ, убедитесь и прослезитесь. Причем, объект не маленький - школа или садик детский. И это, на минуточку, еще и аукцион. То есть, заказчик хочет чтобы за такие деньги подрядчики торговались и еще шли на снижение. А потом обслуживали их технику, соразмерно оплате. За такие деньги, скажут, давай сам пиши все эти задания и всю остальную шнягу, оформляя которую, времени на реальную работу не останется – одна сплошная переписка.

6.4.8    ТО следует выполнять согласно типовому регламенту, приведенному в таблице 1.

ГОСТ Р 59639-2021 Часть 2.

6.4.9    Конкретизированный регламент работ и график их проведения должен быть разработан обслуживающей организацией и утвержден заказчиком по договору на ТО и ремонт СОУЭ. При необходимости перечень регламентных работ может быть расширен или дополнен. Не допускается сокращать перечень работ, указанных в типовом регламенте.

6.4.10    Выполнение регламентных работ по ТО, их наименование и объем должны документироваться в эксплуатационном журнале по ГОСТ Р 54101 применительно к СОУЭ. Журнал должен находиться на объекте защиты, где смонтирована система СОУЭ, должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатями исполнителя и заказчика. Ну здесь не ничего чрезмерного, все так как оно всегда происходило. 

6.5 Устранение неисправностей и ложных срабатываний СОУЭ

6.5.1    Устранение неисправностей должно осуществляться за время, предусмотренное в договоре с обслуживающей организацией, но не более 24 ч, при условии, что неисправность не оказывает влияние на работоспособность СОУЭ в целом. Допускается время устранения неисправности увеличивать до 72 ч, при наличии единичной неисправности, не оказывающей влияние на работоспособность СОУЭ (СОУЭ функционирует в полном объеме), и в случае закупки технического средства для полной замены на срок поставки, но не более 72 ч. Ну что же, по поводу данного требования могу сказать только одно – придется закупать, в качестве ЗИП, оповещатели на объект и основное оборудование (усилитель, БРО). Это потому что многие установки поставляются в течении месяца или даже больше. Это же не кусок колбасы, который пошел в любой супермаркет и купил. А 72 часа это всего лишь трое суток. Только вот какая мера должна быть принята к заказчикам, чтобы заставить их раскошелиться на такой ЗИП, если в нормативных документах отсутствует обязаловка иметь такой ЗИП? Вот необходимость формирования на объекте ЗИП лучше бы описали в нормах, чем про журнальчики и задания выдумывать!

6.5.2    При невозможности устранения неисправности за отведенное время, в случаях ремонта СОУЭ, ремонта помещений объекта защиты, при отключении СОУЭ руководитель организации принимает необходимые меры по защите объекта от пожаров, в том числе обеспечивает возможность оповещения людей о пожаре на незащищенных площадях объекта защиты. Это конечно аргумент, что заказчику придется оповещать бегать самому или посты какие то выставлять, инструктировать персонал. Но слабоват аргумент, если честно. Что значит обеспечить возможность оповещения? А никто не мешает. Выходи на середину торгового зала или бегай по коридорам и ори – «Караул! Пожар!». Вот и все. Какие принял меры? Да вон, сторожу или продавцу дал задание, чтобы в случае пожара бегали и оповещали людей. Где написано, что этого не достаточно?

6.5.3    При ремонте отдельных частей СОУЭ или отдельных помещений допускается отключение ремонтируемых частей СОУЭ или частей СОУЭ, расположенных в ремонтируемых помещениях объекта защиты. При необходимости СОУЭ должна быть перепрограммирована (изменен алгоритм работы СОУЭ).

6.5.4    При ложных срабатываниях СОУЭ должны быть выявлены и устранены их причины. 

6.6 Периодические проверки (испытания) СОУЭ

6.6.1    При ежеквартальной проверке отдельных компонентов СОУЭ проверяют не менее 25 % от общего числа компонентов. Проверке следует подвергать все типы компонентов СОУЭ. Каждый квартал следует проверять разные компоненты СОУЭ.

6.6.2    Объем и периодичность проверок необходимо разрабатывать на основе типового регламента (см. таблицу 1).

6.7 Замена технических средств СОУЭ

 6.7.1    Не допускается эксплуатация технических средств СОУЭ с истекшим сроком службы.

6.7.2    График замены технических средств СОУЭ составляют при приемке СОУЭ в эксплуатацию, он должен содержать сведения о сроке службы технических средств СОУЭ и дате последующей замены. После замены технического средства СОУЭ график корректируют.

6.7.3    По истечении срока службы технические средства должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией.  При замене одних технических средств на иные должна быть обеспечена информационная и электротехническая совместимость технических средств в СОУЭ.

6.7.4   Для технических средств СОУЭ устанавливают следующие сроки периодичности плановой замены:

- световые, звуковые и речевые пожарные оповещатели − в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет;

- приборы и их компоненты, источники бесперебойного электропитания − в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет;

- элементы питания − в соответствии с рекомендациями производителей, но не более 10 лет;

- вспомогательные технические средства пожарной автоматики − в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет;

- другие элементы и составные части системы − в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет.

6.7.5 Работы по замене технических средств СОУЭ должны осуществляться обслуживающей организацией в соответствии с договором на ТО и/или ремонт. Согласно договору на ТО, обслуживающая организация выполняет работы по смете, составленной на основании регламента, приведенного в данном ГОСТ. Все на этом. Какие еще работы по замене, в рамках договора на ТО? А монтажникам за работу кто деньги платить будет? Это капремонт называется, когда производится демонтаж-монтаж оборудования. И оплачивается все это по сметной стоимости за демонтаж-монтаж.

6.7.6   По окончании замены технических средств, СОУЭ должна быть проверена (испытана) на работоспособность.

7 Оценка работоспособности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

 7.1         Оценку работоспособности СОУЭ проводит обслуживающая организация не реже двух раз в год посредством проведения испытаний системы, заключающихся в проверке правильности функционирования ее основных режимов, а также соответствия ее технических характеристик требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности. По результатам составляют протокол об оценке в свободной форме, который подписывает руководитель объекта и обслуживающая организация. Опять же, проверку исправности системы обслуживающая организация может организовать, а соответствие ее технических характеристик требованиям норм обслуживающая организация установить не может, ввиду отсутствия надлежащей компетенции. Для этого нужно иметь компетенцию ИПЛ и экспертной организации. Обслуживающая организация выполняет работы только в рамках имеющейся лицензии – крутит гайки и шурупы, очищает грязь, устраняет повреждения, проверяет исправность оборудования. Этим перечень работ исчерпывается, в рамках сметной стоимости.

7.2   В ходе испытаний проверяют следующие основные параметры СОУЭ:

а)    автоматический контроль целостности линий связи с внешними устройствами (пожарными оповещателями и компонентами прибора), световую и звуковую сигнализацию о возникшей неисправности;

б)    обеспечение уровней доступа;

в)    автоматическое переключение электропитания с основного источника на резервный и обратно с включением соответствующей индикации без выдачи ложных сигналов во внешние цепи;

г)    активацию пожарных оповещателей;

д)    соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, касающихся вопросов проектирования и расположения технических средств и прокладки линий связи; вот на исполнение данного пункта не достаточно обычной лицензии МЧС на ТО и ТР.

е)    выполнение запрограммированного алгоритма работы СОУЭ, определенного проектной (рабочей) документацией;

ж)   уровень звукового давления;

и)    беспроводные линии связи;

к) влияние неисправности, вызванной тепловым воздействием на оповещатель. Это вообще не понятно что значит. Поджигать что ли оповещатели, а потом проверять влияние прожига на работоспособность? Так на это тоже отдельная аккредитация положена, а не лицензия МЧС.

7.3         Испытания СОУЭ проводят в комплексе по методике, разработанной монтажной организацией (или обслуживающей СОУЭ организацией) и согласованной с руководителем объекта защиты. Методика проведения испытаний на работоспособность изложена в приложении Б.

7.4         СОУЭ должна обеспечивать нормированные характеристики при переключении с основного источника питания на резервный.

             Приложения к ГОСТ Р 59639-2021 скачать можно у нас на сайте из библиотеки нормативщика или пройдя по ссылке приложения А и Б к ГОСТ Р 59639-2021 - приложения А и Б к ГОСТ Р 59639-2021

              На этом анализ стандарта ГОСТ Р 59638-2021 завершаю, откровенно говоря, стандарт не порадовал – ляп на ляпе, формулировки как детский лепет, требования к огнестойкости оборудования не выполнимы, по крайней мере в настоящее время, за неимением такого оборудования. А между тем, стандарт уже объявлен действующим. Получается есть закон, а методов его исполнения нет. Значит закон априори, выполнять не нужно. Это не вызывает доверия как к самому закону, так и к организации, которая этот  закон придумала.  Не серьезно все как то. В следующей, восьмой статье цикла мы пойдем далее – будем изучать ГОСТ Р 59640-2021. Не уходите далеко, оставайтесь с нами.

               Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта https://www.norma-pb.ru , участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере - https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Instagram - https://www.instagram.com/norma.p.b/

Мы в Телеграмме - https://t.me/norma_pb

ГОСТ 59639-2021

Комментариев нет:

Отправить комментарий