Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Напоминаю Вам, может кто забыл или забил или просто не читал первые части цикла статей, что в апреле 2021 года, представительство нормотворцев ГУ МЧС и ВНИИПО отвечало на вопросы по новым нормативным документам на форуме «PRO-ПРОЕКТ». Отчет об этом форуме выложен на официальном сайте ВНИИПО в рубрике вопрос-ответ. Сегодня, мы продолжим наш небольшой цикл статей, который содержит наш анализ ответов на эти вопросы. Продолжим анализ с того самого места (с 43 вопроса), на котором мы закончили вторую часть статей нашего цикла. Предыдущие серии нашего сезона Вы можете просмотреть пройдя по ссылкам:
- https://www.norma-pb.ru/inzhenernyj-forum-pro-proekt-2021g-chto-tam-bylo/
- https://www.norma-pb.ru/pozharnaya-bezopasnost-na-forume-pro-proekt-2021g-vtoraya-seriya-pervogo-sezona/
Как обычно, цитаты я буду приводить в красном цвете, описание в обычном черном цвете, а собственные комментарии к написанному выделю красным шрифтом. Итак, продолжаем……разбор вопросов по новой редакции СП3.13130. Скачать проект этого документа можно из библиотеки нормативщика нашего сайта, или просто пройдя по ссылке sp_3_не утвержденный проект
43. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Световые пожарные оповещатели с эвакуационными знаками (световые указатели) должны иметь внутреннее электрическое освещение (внутреннюю подсветку) и обеспечиваться электропитанием по 1-й категории надежности электроснабжения (быть подключены к электрической сети переменного тока, а также к источнику аварийного или автономного электроснабжения). Применение световых пожарных оповещателей с эвакуационными знаками (световых указателей) с внешней подсветкой не допускается.
Прошу пояснить способ подключения оповещателей к электрической сети переменного тока, а также к источнику аварийного или автономного электроснабжения. Каким образом при таком подключении будет осуществляться сценарий управления, контроль линий оповещения и обеспечиваться резервное питание при отключении электроэнергии?
Ответ ВНИИПО
Считаю, что наиболее надежно и информативно было бы использовать адресные световые оповещатели питающиеся от адресной линии связи в кольцевой линии, в случае применения их в адресной системе.
Речь идет о пункте 6.1 нового СП3.13130. Вопрос задал человек отнюдь не глупый. Все эти таблички «ВЫХОД», «Указатели движения» и прочие световые пожарные оповещатели, которые продаются на нашем рынке, используются в противопожарных системах, имеют сертификаты соответствия, питаются от управляющего контролируемого сигнала, ПОСТОЯННОГО напряжения (12-24 вольта), который формирует либо сам приемо-контрольный прибор, либо специальный контрольно-пусковой блок. Контроль же цепи, при этом, осуществляется слабым током обратной полярности, замкнутым на определенной конструкции оконечный элемент, которым может служить резистор или диод, предусмотренные электрической схемой ППК или контрольно-пускового блока. Запитать оповещатель от электрической сети переменного тока, да еще плюс от автономного электроснабжения, да еще и контролировать цепь каким то образом, не скажу что не возможно – тиристорные ключи могут решить вопрос. Но это не грамотно с инженерной точки зрения, и такая конструкция еще никогда не сертифицировалась в области пожарной безопасн6ости. Да и бестолково это – зачем нужно? Видимо этот пункт норм составил человек далекий от инженерных знаний и слабо представляющий разницу между постоянным и переменным током. А то что лицо, отвечающее на вопрос, СЧИТАЕТ «наиболее надежно и информативно было бы использовать», то это не ответ на правильно поставленный вопрос. Вы, если считаете нужным, законодательно ЗАПРЕТИТЕ тогда использование НЕ АДРЕСНЫХ световых оповещателей. Скажите – вот все, нельзя больше, мы так считаем, что вот наиболее надежно вот это использовать – ставьте только адресные и все. А то, наваляли в нормативном пункте невесть чего, а как выполнять это, не можете сказать, потому что чушь собачья написана. Главно дело, «…..в случае применения их в адресной системе …..»! А если система не адресная, в этом случае как осуществлять подключение световых оповещателей? В этом случае, пункт 6.1 уже не действует? Так что ли? Пункт 6.1 только для адресных систем? Нет слов!
44. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Пунктом 6.6 СП3.13130 регламентируются требования к местам установки световых оповещателей с эвакуационными знаками «Выход». Считаю необходимым регламентировать требования к установке световых оповещателей в помещениях общественного назначения имеющих три или более дверей, над дверями, ведущими к путям эвакуации, а так же в других местах, на путях эвакуации, на усмотрение проектной организации.
Ответ ВНИИПО
Предлагаемые дополнения п. 6.6 проекта СП3.13130 уже предусмотрены последним абзацем п. 6.7.
Насколько я понял вопрос, вопрошающий прочитав пункты 6.7 и 6.8 нового проекта СП3.13130, увидел требование устанавливать табло «ВЫХОД» в других помещениях НАД ДВЕРЯМИ ВЕДУЩИХ НА ПУТЬ ЭВАКУАЦИИ. Это значит, что если из любого помещения, где может находиться человек, есть две или три или более дверей, то надо установить табличку «ВЫХОД» над дверью, ведущей на эвакуационный путь, то есть указать путь эвакуации. Например, есть помещение умывальной, в которой две двери – одна в туалет (помещение с унитазом), а вторая – в коридор. Так вот, над дверь в коридор, придется теперь ставить табличку ВЫХОД. Еще пример – комната секретаря, из которой две двери – одна в кабинет руководителя, а вторая в коридор. Так вот, для того чтобы указать секретарю правильный путь эвакуации, требуется установить табличку ВЫХОД над дверью, ведущей в коридор. Еще пример? Пожалуйста. В неком кабинете есть дверь в кладовку (комнату отдыха, персональный туалет, стенной шкаф, смежный кабинет) и еще дверь в коридор. Табличку ВЫХОД над дверью в коридор не забудьте установить! А вдруг, кто то, в панике побежит, да не в том направлении? Это не приемлемо. Тот, кто задает вопрос, желает, чтобы добавили фразу «на усмотрение проектной организации», чтобы можно было где то эти таблички ВЫХОД не устанавливать. Я считаю, что не нужно давать возможность проектной организации РЕШАТЬ такие принципиальные вещи. В этом случае, я согласен с нормотворцами и отвечающим на вопросы – читайте внимательно пункт 6.7, там все написано.
45. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
В соответствии с п.6.10 СП3.13130, в помещении объектов защиты с достаточным (при освещенности от 150 до 300 лк) и хорошим (при освещенности от 300 до 500 лк) освещением допускается заменять световые пожарные оповещатели с эвакуационными знаками, указывающие направление движения людей к эвакуационному выходу (световые указатели) иными эвакуационными знаками (в том числе изготовленными на основе несветящихся и фотолюминесцентных материалов), указывающее направление движения людей к эвакуационному выходу.
Считаю необходимым либо исключить указанный пункт, либо добавить условие «с круглосуточным достаточным и хорошим освещением» или уточнить «с исключением нахождения в указанных помещениях людей, когда уровень освещенности снижается менее 150 лк». Считаю, что эти условия будут уместны исключительно для помещений с хорошим естественным освещением или для помещений которые обеспечены достаточным освещением аварийным освещением, с учетом резервного питания обеспечивающего непрерывное питание осветительных приборов в течении времени, необходимого для выполнения своих функций электрооборудованием СПЗ на объекте защиты.
Ответ ВНИИПО
Учтено. Пункт 6.10 изложен в редакции «В помещениях объектов защиты с достаточным (при освещенности от 150 до 300 лк) и хорошим (при освещенности от 300 до 500 лк) освещением в течение времени нахождения людей в указанных помещениях допускается заменять световые пожарные оповещатели с эвакуационными знаками, указывающими направление движения людей к эвакуационному выходу (световые указатели) иными эвакуационными знаками (в том числе изготовленными на основе несветящихся и фотолюминесцентных материалов), указывающими направление движения людей к эвакуационному выходу.»
Все эти замечательные фразы написаны не в пункте 6.10, а в пункте 6.11. Такое ощущение, что существует несколько версий документа с разной нумерацией (что было бы странно), или кто то не умеет читать.
46. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Пунктом 1 Таблицы 2 СП3.13130, регламентируется требуемый тип оповещения для зданий дошкольных образовательных организаций с соответствующим числом мест. Считаю, что применение 1-2 типов оповещения не возможно применить не создавая панику при включении звуковых оповещателей. Или появятся мелодичные звуковые оповещатели?
Ответ ВНИИПО
Для исключения возможности возникновения паники в дошкольных учреждениях п. 1.1а табл.1 проекта СП3.13130 предусмотрена подача звукового сигнала не только в виде сирены и тонированного сигнала, но и в виде других сигналов, не вызывающих у детей отрицательной реакции.
Ответ не понятен – это в виде каких таких ДРУГИХ сигналов? О чем речь идет? Вот это « …..и др. » что конкретно означает? Пукать будут громко, чтобы дети смеялись, а не боялись? Или что конкретно ввиду имеется? Приведите тогда конкретный пример этого самого «др.», которое должно иметь сертификат соответствия, между прочим. Что за ответы такие на вопросы? Учились у Макиавелли что ли хитростям пустословия?
47. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
В соответствии с п.5.10 СП3.13130, алгоритм работы СОУЭ с речевыми пожарными оповещателями должен предусматривать несколько вариантов эвакуации людей при пожаре в зависимости от возможного места возникновения пожара. При этом число сценариев возможного возникновения пожара, заложенных в алгоритм работы СОУЭ, должно быть не менее числа зон оповещения при пожаре.
В случаях, когда проектирование СОУЭ 3 типа разделяется на зоны оповещения, с целью повышения функциональности объекта, с соблюдением требований п.5.21 СПС1 (для поэтажной музыкальной трансляции, поэтажной дачи рекламных и информационных объявлений), с условием, что сценарием оповещения предусмотрено единовременное включение СОУЭ во все зоны оповещения (в том числе для эвакуации людей из каждой зоны оповещения через самостоятельные эвакуационные выходы), считаю, что необходимость увеличение количество сценариев будет нецелесообразным, а в некоторых случаях не приемлемым. Может регламентировать пункты 5.10, 5.11, 5.12 для СОУЭ только для объектах на которых требуется СОУЭ 4-5 типов?
Ответ ВНИИПО
Предложение отклонено по следующим причинам. При определении вариантов возможных мест возникновения пожара следует в первую очередь предусматривать варианты возникновения пожара, при которых производится блокирование продуктами горения одного или нескольких эвакуационных выходов. В этом случае речевое оповещение СОУЭ должно предусматривать рекомендации по перенаправлению людей к оставшимся эвакуационным выходам, в отличие от указаний, приведенных на плане эвакуации.
На самом деле, в соответствии с табл. 1, для СОУЭ 3-го типа, разделениие на зоны оповещения о пожаре допускается, но не требуется (пункт 3 табл.), как, собственно и все остальные прелести, обязательные для СОУЭ 4 или 5 типа, как то обратная связь с диспетчерским постом, реализация нескольких зон оповещения о пожаре или управление специальным диспетчером процессом эвакуации (пункты 4 -6). Для СОУЭ 3-го типа требуется обязательно одна зона оповещения о пожаре. Соответственно пункту 5.10, не менее одного алгоритма работы СОУЭ. Вот и все. И нет смысла это все усложнять.
48. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Когда будет утверждённая методика акустического расчёта для расстановки звуковых оповещателей? и когда будут доп. данные по уровням шума для различных типов помещений, от которых, собственно, отталкивается этот расчёт? СП51 частично освещает этот вопрос, но данных по шумам для многих типов помещений в нем нет.
Пунктом 5.9 проекта СП3.13130 установлено, что «Количество звуковых пожарных оповещателей (пожарной тревоги и громкоговорителей), места их размещения и мощность должны определяться исходя из условия обеспечения требуемого уровня звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей.» При этом уровень звука в этих местах может быть определен как расчетом, так и опытным (экспериментальным) путем. Поэтому проект СП3.13130 не содержит методики акустического расчета необходимого количества звуковых оповещателей и мест их размещения. Кроме того, инспекторский состав органов ГПН МЧС России при проведении плановых проверок объектов будет проверять не правильность расчетов по какой-либо методике, а обеспечение требуемого уровня звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
Ответ ВНИИПО
Нормирование уровня шума в различных помещениях не является предметом проекта СП3.13130, хотя и является важным вопросом при разработке СОУЭ.
Собственно, методика расчета есть. Она хоть и не утвержденная, но уже не однократно, проверенная временем. Вот здесь в нашей статье можно просмотреть акустический расчет, в соответствии с этой методикой - https://www.norma-pb.ru/akusticheskij-raschet-kolichestva-pozharnyx-opoveshhatelej/ - акустический расчет количества пожарных звуковых или речевых оповещателей на объекте. Комментарии и разъяснения к расчету, ссылки на нормативный пункт.
Хотя, разработать или утвердить уже имеющийся акустический расчет ВНИИПО могли бы, было бы не лишнее. И по поводу не достаточности данным по шумам в СП51 истинная правда. Вопрос вполне уместный и корректный, а вот ответ – откорячка, как обычно. Вопрос важный ……. И что дальше? Кто будет решать этот важный вопрос? .................. Уже и не удивительно.
49. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Как выполнить требование п.5.8 - Размещение звуковых пожарных оповещателей в защищаемых помещениях должно исключать концентрацию (резонанс) и неравномерное распределение отражённого звука (эхо) - если до сих пор нет утверждённой методики расчёта звукового давления, а существующие методики не учитывают указанные аспекты? По факту, выполнить подобного рода расчёты можно только программными продуктами, а сертифицированных продуктов нет.
Ответ ВНИИПО
Ответ на поставленный вопрос содержится в ответе на вопрос №48. В проекте СП3.13130 сформулировано требование, которое влияет на эффективность работы СОУЭ и безопасность людей при эвакуации людей из здания при пожаре, и которое должно контролироваться органами ГПН МЧС России.
Глухие что ли? Как будет контролироваться выполнение этого требования органами ГПН МЧС России, если МЕТОДИКИ НЕТ! Отсутствует метод расчета! И отсутствует этот метод потому что нормотворцы, то бишь ВНИИПО, его не разработали и не утвердили. Что можно спросить с проектировщика, в случае отсутствия методики, если органы ГПН МЧС России вдруг обнаружат не достаточное звуковое давление где то на участке объекта? Я могу только дать совет. С учетом упомянутого требования 5.8 СП3.13130, а также принимая во внимание отсутствие утвержденной методики, в спецификации к проекту предусматривать 10% ЗИП звуковых или речевых оповещателей, дополнительно 10% резерва мощности БРО или управляющих СОУЭ выходов, дополнительно 10% ОКЛ от количества, учтенного для звукового или речевого оповещения. Соответственно, в ведомости СМР и ПНР также учесть указанные 10%. Если будет необходимо, монтажное предприятие воспользуется предусмотренным ЗИПом. Если необходимости не будет, ЗИП передается Заказчику, А СМР принимается по реально выполненным и предъявленным объемам. Другого выхода я не вижу. Но проектировщикам следует этот момент подробно и внятно описать в проекте.
50. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Возможно ли использование переговорных устройств свзяи с зонами оповещения для использования в системах вызова персонала для людей с ограниченными возможностями (МГН).
Ответ ВНИИПО
По мнению специалистов института переговорные устройства связи с зонами оповещения могут быть использованы в системах вызова персонала для людей с ограниченными возможностями, так в этом случае появляется возможность дополнительной проверки работоспособности СОУЭ.
Очень разумный вопрос и ответ вменяемый, что редкость. Но в ответе не совсем понятно на какой именно пункт какого документа можно опираться при проектировании инженерных систем на объекте, чтобы иметь возможность в проекте написать – для экстренного вызова персонала для МГН использовать панель обратной связи с диспетчерским постом, в соответствии с пунктом (……..) документа (………..). Не напишешь же, что на форуме сотрудник ВНИИПО разрешил – это курам на смех.
52. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Каким образом подразумевается проводить позонное оповещение? Каков порядок оповещения зон?
Ответ ВНИИПО
Требования к порядку оповещения людей при пожаре, находящихся в различных зонах оповещения изложены в пунктах 5.10 -5.12. проекта СП3.13130. При этом в первую очередь оповещению должны подлежать люди, находящиеся той зоне, где возник пожар и на выше расположенных этажах здания.
Первая очередь в зоне пожара, после самый высокий этаж, и по нисходящей, в порядке очередности, сверху вниз – это как раз понятно. Не совсем понятны инженерные средства, которыми можно было бы не только оповещать зоны в порядке очередности (здесь можно установить расчетную задержку по времени), но и автоматически реализовать массу сценариев и текстов оповещения о пожаре (по количеству зон, и в зависимости от зоны пожара), в соответствии с указанными нормативными пунктами. Да еще тексты не должны вызвать панику! Видимо следует всех людей не оповещать о пожаре, а приглашать на улицу на распродажу безумно дешевых товаров или бесплатную дегустацию пива. Или как то так вещать – «Народ, не паникуйте, но на таком то этаже у нас небольшой пожарчик, просим Вас не торопясь, пешочком, не пользуясь лифтиком, проследовать на лестничную клеточку и далее на улицу, где мы Вам расскажем сказочку о вреде курения в целом, и на рабочем месте, в частности. Счастливого Вам пути!». Это Вы имеете ввиду требовать? На настоящий момент, сертифицированного БРО с такими функциями и набором установленных утвержденных текстов не существует. А что то придумывать самостоятельно не имеется прав – тут уж вопрос исключительно к производителям БРО и никак иначе.
52. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Вопрос по СОУЭ, когда нормативными документами будет определена методика акустического расчета?
Ответ ВНИИПО
Ответ на этот вопрос содержится в ответе на вопрос №48.
В самом деле, уже проходили ранее.
53. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Световые указатели (оповещатели) указано питать 220+РИП, для радиоканальных те же требования?
В соответствии с п. 6.1 проекта СП3.13130 «Световые пожарные оповещатели с эвакуационными знаками (световые указатели) должны иметь внутреннее электрическое освещение (внутреннюю подсветку) и обеспечиваться электропитанием по 1-й категории надежности электроснабжения (быть подключены к электрической сети переменного тока, а также к источнику аварийного или автономного электроснабжения).» При этом не регламентируется как включаются оповещатели, по проводным или радиоканальным линиям связи.
Ответ ВНИИПО
В соответствии с абзацем 4 п. 4.8 проекта СП3.13130 «Беспроводные линии связи СОУЭ, а также соединительные линии между отдельными техническими средствами, входящими в состав СОУЭ со звуковыми и световыми пожарными оповещателями (оповещателями пожарной тревоги и речевыми оповещателями) должны быть обеспечены функцией автоматического контроля их работоспособности.»
Интересно, они правда не понимают сути вопроса или просто «дурочку валяют», отвечая всякую белиберду, вместо того чтобы внятно и детально ответить на поставленный вопрос? Их клонируют что ли таких, там во ВНИИПО? Вас не спрашивают, надо или не надо обеспечить функцию контроля работоспособности. Вас спрашивают русским языком, черным по белому, - «РАДИОКАНАЛЬНЫЙ ОПОВЕЩАТЕЛЬ (это тот который без проводов) тоже надо подключить к 220 вольт переменного тока и еще к нему присобачить отдельный РИП? Так что ли? Согласно пункта 6.1 получается именно так. И наплевать, что радиоканальный оповещатель питается от штатного аккумулятора постоянным током, а не переменным электроснабжением. Ну напишите уже тогда, что радиоканальные оповещатели теперь под запретом – так честнее будет. Смысл ведь радиоканального оповещателя в том что он БЕЗ ПРОВОДОВ работает, по радиоканалу, от батарейки! Что тут не понятно?
54. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Каким образом предполагается одновременное включение световых указателей совместно с основным освещением?
В соответствии с п. 6.5 проекта СП3.13130 «Световые пожарные оповещатели (в том числе управляемые по радиоканалу) с эвакуационными знаками (световые указатели) должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения, при нахождении в дежурном режиме должны быть постоянно включены, если настоящим сводом правил не установлено иное.»
Ответ ВНИИПО
Таким образом, в помещениях, в которых работа без рабочего освещения невозможна, оповещатели должны включаться одновременно с рабочим освещением. В остальных случаях оповещатели должны быть постоянно включены.
Интересная формулировка пункта 6.5 . В моей версии первой редакции СП3.13130 по другому написано:
6.5 Световые пожарные оповещатели (в том числе управляемые по радиоканалу) с эвакуационными знаками (световые указатели) в дежурном режиме должны быть постоянно включены, если настоящим сводом правил не установлено иное, и при получении управляющего сигнала от автоматической установки (системы) пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения должны переходить в мигающий режим работы. В СОУЭ 4-го и 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения световых пожарных оповещателей с эвакуационными знаками (световых указателей).
Другое дело, что существующие радиоканальные световые оповещатели не возможно таким образом реализовать, так как штатное питание у них всего лишь аккумулятор, которого хватит на три часа постоянной работы и все на этом. А если питать его по проводам, то смысл оповещателя просто теряется. Посмотрим какая формулировка будет уже в реальном утвержденном документе.
55. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Не допускается монтаж на подвесном потолке, что делать при больших площадях?
В больших помещениях в соответствии с п. 5.5 проекта СП3.13130 «Настенные и потолочные звуковые оповещатели пожарной тревоги (сирены) и речевые пожарные оповещатели (громкоговорители) должны располагаться в защищаемом помещении на расстоянии не менее 2,0 м от уровня пола и на расстоянии не менее 0,15 м от потолка (подвесного потолка) помещения. Крепление потолочных пожарных оповещателей к подвесному потолку помещения не допускается».
Ответ ВНИИПО
Таким образом, при наличии подвесного потолка оповещатели следует крепить непосредственно к плите перекрытия.
Ну что, крепить к плите перекрытия резьбовую шпильку, на нее площадку, а к площадке уже оповещатель. Все вполне реально реализовать. Мы уже обсуждали этот вариант в статье на нашем сайте, которую можно прочитать вот здесь - https://www.norma-pb.ru/nastennye-zvukovye-opoveshhateli-v-pomeshheniyax-vysotoj-menee-245-m/ - настенные звуковые оповещатели в помещениях высотой менее 2,45 метров
56. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Каким образом оповещатель будет проверять пребывание людей в данный момент?
Ответ ВНИИПО
Для получения ответа следует уточнить содержание вопроса, так как в п.5.5 описываемых положений не содержится.
Зачем проверять? Не понял смысл вопроса.
57. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Общее не совсем понятно для каких объектов необходимо проектировать фотолюминесцентные указатели.
Ответ ВНИИПО
В соответствии с п. 7.2 проекта СП3.13130 «Эвакуационные знаки, изготовленные из фотолюминесцентных материалов (материалов, обладающих свойством излучения света) могут применяться на путях эвакуации людей вместо световых пожарных оповещателей при достаточной (при освещенности от 150 до 300 лк) или хорошей (при освещенности от 300 до 500 лк) видимости, за исключением световых пожарных оповещателей с эвакуационным знаком «Выход», устанавливаемых над дверями эвакуационных выходов.»
Кроме того, область применения фотолюминесцентных указателей регламентирована п. 2.3а) табл.1 проекта СП3.13130.
Про освещенность вопроса не было – был про объекты. Видимо ответ должен звучать так – на объектах на которых реализуются, в соответствии с табл. 2, СОУЭ 1-го, 2-го или 3-го типов, допускается применение фотолюминесцентных указателей, с учетом выполнения требований к их установке (см. п. 7.2).
58. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Общее методика акустического расчета будет ли стандартизирована?
Ответ ВНИИПО
Ответ на этот вопрос содержится в ответе на вопрос №48.
Да, этот вопрос уже звучал.
59. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
На видео - какой архив, живучесть системы и т.д.
Ответ ВНИИПО
Для получения ответа следует уточнить содержание вопроса.
Не понятен вопрос. Наверное, показывали некое видео, и посетитель заинтересовался параметрами системы.
60. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Алгоритм где прописывать? в стадии П или РД???
Ответ ВНИИПО
В соответствии с п. 5.10 проекта СП3.13130 «Алгоритм работы СОУЭ с речевыми пожарными оповещателями должен предусматривать несколько вариантов эвакуации людей при пожаре в зависимости от возможного места возникновения пожара. При этом число сценариев возможного возникновения пожара, заложенных в алгоритм работы СОУЭ, должно быть не менее числа зон оповещения людей о пожаре.»
Таким образом положения проекта СП3.13130 устанавливают требования к наличию алгоритма работы СОУЭ и числу сценариев возможного возникновения пожара, что обеспечит эффективную работу системы. В тоже время регламентация места размещения алгоритма в той или иной части проекта не относится к предмету регулирования настоящего свода правил.
На наш взгляд, пока не определено законодательными документами точное место стадии прописки алгоритма, любое определенное проектной организацией место не будет нарушением. Логично было бы в стадии «П» прописать.
61. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Как определяется уровень допустимого звука постоянного (фонового) шума в защищаемом помещении?
В соответствии с п. 1.1 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы» настоящие санитарные нормы устанавливают классификацию шумов; нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки (см. табл. 1 -3 СН).
Ответ ВНИИПО
Определение уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении осуществляется в соответствии с ГОСТ ISO 9612-2016 «Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах».
Насколько мы знаем, определять уровень фонового шума следует в соответствии с СП51.13330.2010, с учетом изменения 1 от 05.05.2017г. В данном документе приведены требования, соответствующие целям Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ и подлежащие обязательному соблюдению с учетом части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».
63. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
В суровом сибирском климате почти все выходы из здания оборудованы тамбурами. СП3 обязывает устанавливать световой оповещатель «Выход» над дверями, ведущими непосредственно наружу. Следует ли устанавливать световые оповещатели «Выход» в тамбурах, или достаточно установить табло над дверью, ведущей из коридора в такой тамбур?
В соответствии с п. 6.7 проекта СП3.13130 световые пожарные оповещатели с эвакуационным знаком (световые указатели) «Выход» должны устанавливаться над дверями эвакуационных выходов с этажей здания, ведущих на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.
Ответ ВНИИПО
В соответствии с п. 48) ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.
Таким образом, так как световые указатели «Выход» устанавливаются для обозначения эвакуационного выхода людей в том числе наружу, а из тамбура руководствуясь указателем можно выйти только наружу, по нашему мнению световые указатели «Выход» достаточно установить над дверью, ведущей из коридора или фойе в тамбур перед входной дверью в здание.
Здесь комментарии излишни.
63. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
В данный момент в нормативной документации не отражена возможность объединения СОУЭ, системы оповещения и системы аварийного освещения. В результате этого происходит дублирование приборов и оповещателей для разных систем. Каким образом можно объединить эти системы? Планируются ли изменения в нормативной документации по этому вопросу?
Ответ ВНИИПО
В соответствии с абзацем 2 п. 6.6 проекта СП3.13130 «В случае установки на объекте защиты световых пожарных оповещателей с эвакуационным знаком «Выход» в соответствии с требованиями настоящего свода правил, указатели «Выход» в составе сети аварийного эвакуационного освещения допускается не предусматривать».
В тоже время объединение СОУЭ, системы оповещения и системы аварийного освещения не является предметом настоящего СП.
Здесь комментарии излишни.
64. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Если есть требование, то должны быть методики для реализации требований. Как будет обеспечиваться незадымляемость световых оповещателей?
Ответ ВНИИПО
В соответствии с п. 4.1 проекта СП3.13130 «Оповещение людей о возникновении пожара, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации из здания, сооружения при пожаре должны осуществляться СОУЭ совместно с другими составляющими системы противопожарной защиты здания, сооружения (в том числе автоматической установкой или системой пожарной сигнализации, автоматической установкой пожаротушения, системой коллективной защиты, в том числе системой противодымной защиты, объемно-планировочными и конструктивными решениями эвакуационных путей и выходов, устройством незадымляемых лестничных клеток и др.)».
В соответствии с ч.1 ст. 56 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" «Система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения».
Таким образом, если система противодымной защиты не справится со своей задачей и дым, до истечения необходимого времени эвакуации людей, опустится до уровня рабочей зоны людей (до высоты равной 1,7 м над уровнем пола), то световые оповещатели попадут в припотолочный слой дыма и пропадут из поля зрения людей, то есть люди потеряют ориентацию в пространстве, что приведет к их гибели.
Основные требования и методы определения параметров систем противодымной защиты приведены в СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» и методических рекомендациях ФГБУ ВНИИПО МЧС России «Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий».
Здесь комментарии излишни.
66. Вопрос по СП 3.13130
СП 3.13130 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Если оповещатели должны включаться одновременно с рабочим освещением (значит ли это что до включения рабочего оповещения оповещатель выключен) и в дежурном режиме должны быть постоянно включены, а по сигналу от АПС перейти в мигающий режим, то как называется режим работы оповещателя до включения рабочего освещения и в каком состоянии должен находиться оповещатель до перехода в дежурный режим (выключен?) при включении рабочего освещения
Ответ ВНИИПО
В соответствии с п. 6.5 проекта СП3.13130 «Световые пожарные оповещатели (в том числе управляемые по радиоканалу) с эвакуационными знаками (световые указатели) должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения, при нахождении в дежурном режиме должны быть постоянно включены, если настоящим сводом правил не установлено иное. При получении СОУЭ управляющего сигнала от автоматической установки (системы) пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения и включении звуковых и (или) световых пожарных оповещателей пожарной тревоги для оповещения людей о пожаре все световые пожарные оповещатели, находившиеся в нормальных условиях работы во включенном состоянии, должны переходить в мигающий режим работы».
Из положений проекта СП следует, что в помещениях, в которых люди находятся (работают) не круглосуточно, СОУЭ должна включаться при включении основного рабочего освещения. В остальное (нерабочее) время СОУЭ может находиться в выключенном состоянии. В помещениях, в которых люди находятся круглосуточно СОУЭ должна постоянно находиться в дежурном режиме.
Вопрос не хороший, и выполнять требование содержания световых оповещателей в выключенном состоянии не такое простое дело, как кажется. Мы уже описывали технические варианты исполнения требования к режиму работы световых оповещателей в кинозалах – вот здесь можно прочитать - https://www.norma-pb.ru/rezhim-raboty-tablichek-vyxod-v-zritelnyx-zalax/ - Особенности монтажа световых оповещателей ВЫХОД в помещениях кинозала. Технические решения.
Находятся инспектора которые могут потребовать предъявить алгоритм автоматического отключения световых табличек, при отключении рабочего освещения, и также, автоматического включения световых табличек, при включении рабочего освещения. На вопрос – зачем это надо, и как это способствует укреплению пожарной безопасности, инспектор покажет свою форменную фуражку, потом след от этой фуражки, и пальцем ткнет в формулировку пункта, в котором написаны эти слова. Все ясно, скажет он? Но вот в моей последней версии СП3.13130 пункт 6.5 сформулирован уже по иному – нет там фразы про рабочее освещение.
Наверное прервемся на сегодня. 20 вопросов-ответов в статье вполне достаточно для усваивания. В следующих статьях цикла пойдем далее. Статьи будут выходить с периодичностью через 2-3 дня. Как это сейчас модно говорить …… ОСТАВАЙТЕСЬ С НАМИ!
Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта https://www.norma-pb.ru , участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:
Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242
Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157
Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/
Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/
Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com
Мы в Твитере - https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL
Мы на Яндекс Дзен - https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c
Мы в Instagram - https://www.instagram.com/norma.p.b/
Мы в Телеграмме - https://t.me/norma_pb
Комментариев нет:
Отправить комментарий